ЭПОХА ПЕРЕСТРОЙКИ И ПЕРВОЙ ПОЛО-ВИНЫ 1990-Х ГГ. И ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОГРАФИЙ СЕМЕЙНОГО АР-ХИВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ПЕДАГОГА Л. М. КИРЮХИНОЙ)
Статью, завершающую цикл материалов о ветеране труда, заслуженном учителе средней школы Людмиле Михайловне Кирюхиной (1934−2020), подготовленный к 90-летию со дня ее рождения, хотелось бы начать с цитаты бывшей ученицы школы № 138 Натальи Мироновой, чье эссе «Я Вам пишу…» опубликовано в газете «Ленинская смена» на День учителя 1 октября 1972 г. и было приведено в финале нашей предыдущей публикации. «Что-то большое входило в нашу жизнь с сочинением «Мой первый друг, мой друг бесценный…»... Помочь человеку в 14–15 лет немного приподняться над собой, помочь ему увидеть в однокласснике, соседке по дому, в девчонке, рядом с которой сидишь за старой школьной партой, не просто подружку, с кем можно поболтать, сходить в кино, но – Друга… Мы вырастали, чутко приглядываясь ко всему, вбирая в себя движения мира. А Вы нас всегда понимали и очень многое нам подсказывали без явной подсказки, поддерживали так, что рука Ваша вроде бы и не чувствовалась…» [5, c. 1].
Сказанное еще раз подчеркивает непреходящую роль школьного учителя не только в процессе обучения, но и воспитания подрастающего поколения, вступающего во взрослую жизнь.
В системе школьного образования в рассматриваемый период происходили глубокие изменения, связанные и с политическими и экономическими трансформациями. Проект новой реформы образования был опубликован в 1984 г. и после трехмесячного обсуждения был принят на основе Постановления Верховного Совета СССР «Основные направления реформы общеобразовательной школы» [7]. Реформа включала в себя введение 11-летней школы (4 года начальной школы, 5 лет средней и 2 старших класса), предоставление ученикам 8−11 классов возможности специализации в следующих дисциплинах: математика, физика, химия, биология, гуманитарные предметы, сокращение числа учеников в 1−9 классах до 30 человек, а в 10−11 классах до 25 человек, повышение и улучшение зарплаты учителям. Однако реформа была подготовлена слишком быстро и без учета конкретики на местах, поэтому до 1986 г. продолжала вестись публичная дискуссия о будущем школы. Особой активностью отличались учителя-новаторы В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, М.Р. Щетинин, Ш.А. Амонашвили, а также независимые научные группы ВНИК «Школа» (под руководством Д.Е. Днепрова) и Академия педагогических наук СССР [8]. В сентябре 1989 г. Государственный комитет народного образования СССР окончательно утвердил для новой школы учебную программу, усилившую гуманитарную составляющую (от 41% ранее до 50%). К этому времени в СССР начинают появляться первые гимназии и лицеи [9], а также начинает развиваться негосударственный сектор образования [1, c. 58–62].
Однако на деле эти попытки реформирования системы советского школьного образования часто приводили только к ухудшению качества учебного процесса. Отказ от использования классических проверенных многолетним опытом учебников приводил либо вообще к отсутствию учебных материалов, либо к использование новых сомнительного качества, особенно под эгидой Фонда Сороса. Введение новых предметов («Информатика», «Этика и психология семейной жизни», «Граждановедение») сталкивалось с отсутствием квалифицированных педагогических кадров, методический литературы и технических возможностей. Попытки создать систему образования, отвечающую потребностям времени, наталкивались на неподготовленность большой части преподавательского состава и недостаток средств. «Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаторы (В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин и их сподвижники) так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения» [4, c. 401]. Образцом для подражания стала считаться не отечественная, а западная система образования, которую стали слепо копировать; упразднение пионерской и комсомольской организаций и забвение воспитательного элемента в образовании привело к выпадению подрастающего поколения из процесса воспитания и личностного становления; чрезмерное увлечение «правами ребенка» при забвении дисциплинарных обязанностей привело к резкому падению престижа школьного (и вузовского) преподавателя и к печальным последствиям в будущем.
Среди научных работ, посвященных развитию школьного образования в данный период, прежде всего отметим книгу И.Р. Гражданинова «Учиться победно!» [2]. Помимо личных воспоминаний о работе в системе среднего образования в эти годы, автор уделил внимание учителю-новатору В.Ф. Шаталову, поделился своими разработками уроков, планов и олимпиад. Один из разделов сборника трудов носит название «Новые технологии обучения истории в школе», а последний – «Статьи и заметки по проблемам средней и высшей школы». Таким образом, книга всесторонне охватывает процесс обучения и воспитания в школах и вузах в период перестройки. Также необходимо упомянуть сборник «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961–1986 гг.)» [6], статью С.А. Чурсиной, автор которой пытается воскресить образ советского учителя 1960-х – 1980-х гг. на основе воспоминаний выпускников и учителей г. Новокузнецка [14, c. 102–111], кандидатскую диссертацию А.В. Толстикова о школьном образовании Восточной Сибири в 1985−2000 гг. по материалам Иркутской области и Красноярского края [12]. Обобщающим исследованием опыта разработки и реализации проектов реформирования системы образования Российской Федерации является докторская диссертация С.В. Тарасовой [11].
Последний период в школьном преподавании Л.М. Кирюхиной был очень трудным психологически и по семейным обстоятельствам – из-за рождения внучки она была вынуждена уйти с должности завуча из школы № 123, где пользовалась всеобщим уважением, в новую школу № 62, расположенную ближе к дому, на должность простого учителя. Как и ранее, важнейшим источниковым материалом для нас стали фотоматериалы из семейного архива, как портретные снимки, так и общие фотографии выпусков и школьных мероприятий. Школа № 62 Ленинского района г. Горького, и сегодня находящаяся по адресу проспект Ленина, дом 14а, открыла свои двери перед учащимися как восьмилетка в 1963 г., а в 1967 г. она стала десятилетней, ее первым директором был Александр Михайлович Стародумов [10]. В 1975 г. директором школы был назначен Герой Советского Союза Владимир Алексеевич Ермолаев (1923–2003), который придавал большое значение воспитательной работе с учениками, тематическим классным часам. С 1983 г. директором школы становится Людмила Андреевна Горячева, на долю которой выпали сложные годы перестройки. Именно под ее руководством в этой школе в 1986 г. начинает работать Людмила Михайловна.
Л.М. Кирюхина проработала в школе № 62 с 1986 по 1995 гг. За это время ей была присвоена первая квалификационная категория и 13 разряд ЕТС (Приказ № 78 от 19.10.1992 г.) [13]. Она была отмечена двумя благодарностями за проведение лучших уроков в Ленинском районе по развитию речи и литературе в 4 классе (Приказ № 60 ⸹ 8 т 10.11.1986 г. и Приказ № 62 ⸹ 1 от 11.12.1986 г.), а также тремя благодарностями за распространение передового опыта (Приказ № 81 от 22.04.1987 г.; Приказ № 11 от 02.03.1990 г.; Приказ № 30 от 29.05.1990 г.). Среди нововведений данного периода трудовая книжка содержит записи о пяти приказах по поощрениям денежными премиями (Приказ № 53 от 10.10.1989 г.; Приказ № 53 от 06.10.1990 г.; Приказ № 9 от 11.03.1991 г.; Приказ № 93 п.1 от 30.09.1993 г.; Приказ № 6 п.2 от 26.02.1994 г.) [13].
Обратимся к сохранившимся в семейном архиве фотографиям. По сравнению с периодами работы в предшествующих школах их гораздо меньше и фамилии на них не подписаны. На портретной фотографии Людмила Михайловна зимой на фоне Вечного Огня в Нижегородском кремле. На ней скромное пальто с меховым воротничком и зимняя шапка из того же недорогого меха, на руках теплые варежки. Позади мы видим солдат почетного караула, за ними в зимней дымке проглядывают башни кремля. Можно сказать, что выражение лица педагога не просто спокойное, как того требует место снимка, но очень усталое и нерадостное.
Гораздо выразительнее две цветные слегка выцветшие от времени групповые фотографии с праздничных концертов, на которых Людмила Михайловна позирует вместе со свои учениками. Характерной особенностью фотографий начала 1990-х гг. является изменение их цвета, в частности осветление и приобретение красноватого оттенка. Первая из них изображает старшеклассников после концерта, подготовленного, видимо, к 23 февраля: об этом говорит и задник сцены с изображением елок и гирляндами, оставшимися от новогодних праздников, и платье Людмилы Михайловны, которое она носила в прохладную погоду. Группа состоит из семи девушек, одетых в гимнастерки и черные юбки, среди которых стоит Людмила Михайловна, и двух сидящих на переднем плане юношей. На одном из учеников гимнастерка и пилотка, он задумчиво прикрывает лицо рукой. Второй ученик сидит в свободной позе с гитарой в руках, на нем маскировочный костюм десантника, в вороте которого проглядывает тельняшка, на голове знаменитый синий десантный берет. Семь девушек за их спинами скромны и застенчивы, спокойны и выразительны своей юной красотой. Людмила Михайловна стоит между ними, на ее лице – теплая довольная улыбка, чувствуется, что она рада и гордится своими воспитанники.
На следующей цветной фотографии ученики в народных костюмах. Можно предположить, что перед нами один из концертных номеров к празднованию Масленицы. Сцена оформлена в виде старинного терема с колоннами, по центру висит изображение Владимирской Богоматери и два вышитых полотенца. На переднем плане сидят три ученика в вышитых рубашках, а младший в центре довольно улыбается: его ноги обуты в лапти, в руках балалайка, а на голове лихо заломленный картуз с пером. Крайний справа держит покрытый вышитой салфеткой поднос, на котором поставлен самовар с баранками и туесок с медом.
Девять девушек за ними в нарядных народных костюмах сидят на покрытой вышитыми скатертями длинной скамье, они радостны и весело улыбаются, некоторые даже готовы рассмеяться. Рядом с Людмилой Михайловной девушка с длинной красивой косой. На педагоге то же платье, что и на предыдущем снимке, те же прическа и узнаваемые большие очки.
Сохранились три цветные фотографии школьных выпусков, Людмила Михайловна присутствует лишь на одной из них. Первая выцветшая фотография сделана у выхода из школы, это выпуск 8 класса в 1986 г. Можно отметить, что ученики носят новую школьную форму: синего цвета пиджаки и брюки у мальчиков (у некоторых из них галстуки по случаю выпускного дня); синего цвета пиджаки и жилетки, юбки в складку у девочек. Фотография сохранилась плохо, имеются сгибы, снимку не хватает четкости.
Вторая фотография сделана в помещении, она сохранилась лучше всех. На первом ряду учителя школы, сзади стоят три ряда учеников: юноши в темных пиджаках с галстуками, девушки в светлых кофточках, многие сделали «взрослые» прически и выглядят старше своих лет. Хотя Людмилы Михайловны на снимке нет, сзади фотографии красивым почерком ченилами синего цвета подписано: «На память Людмиле Михаловне от учеников 11 «Б» класса выпуска 1993 года» − именно с такой досадной ошибкой, сделанной, очевидно, из-за волнения.
Л.М. Кирюхину в центре мы можем найти на последней выцветшей и нечеткой фотографии неизвестного выпуска. Выпускники одеты «вразнобой», каждому, видимо, хотелось выглядеть как можно красивее и взрослее. На юношах на верхнем ряду: пиджак с белой рубашкой и галстуком, белая рубашка с галстуком без пиджака, пиджак с темной рубашкой, нарядная рубашка с открытым воротом и аппликацией. Так же разнообразны наряды девушек: материал и цвет платьев, серьги и бусы, яркая косметика и браслеты. Все это – типичные наряды молодежи периода перестройки. Людмила Михайловна держит в руках большой пышный букет пионов, выражение ее лица довольное и спокойное, на губах – легкая полуулыбка.
Последняя сохранившаяся фотография, видимо, сделана незадолго до ухода Л.М. Кирюхиной из школы, скорее всего, в 1993 г. или весной (ранним летом) 1994 г., об этом свидетельствует наличие зелени на деревьях. Группа из младших школьников позирует на улице на фоне школьного здания. Это какое-то внеурочное мероприятие или конец учебного года, потому что ученики одеты нарядно, на некоторых из них – теплые кофты и свитера. Однако можно отметить, что в отличие от фотографий прошлых лет, одежда учеников очень разнообразна, что говорит о расширении возможностей рынка товаров и имущественном расслоении семей. Дети довольны и улыбаются, многие смотрят в объектив серьезно и вдумчиво. Людмила Михайловна в центре среднего ряда в платье цвета топленого молока. Она выглядит усталой, но довольной итогом своей педагогической работы.
Несмотря на то, что сегодня мы не знаем имен и фамилий учеников и учителей школы № 62, с которыми работала Л.М. Кирюхина, потому что она не любила рассказывать об этом периоде своей жизни, имя одной ученицы навсегда осталось в памяти нашей семьи. Это Мария Витальевна Баранова (1976−1990), талантливая дочь нижегородских художников Виталия Степановича (1939−2011) и Раисы Львовны (1938−2007) Барановых.
Людмилы Михайловны, скромная, трудолюбивая девочка с детства отличалась особыми художественными способностями, в нашем семейном архиве сохранились ее рисунки акварелью к сказкам А.С. Пушкина «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане», которые она подарила своему учителю. Всем, и учителю, и ученикам запомнился классный час о домашних питомцах, на который Маша принесла свою собаку. Трагическая гибель Маши 1 мая 1990 г. стала незаживающей раной не только для ее родителей, но и для одноклассников и нашей семьи. В память об ученице у нас хранится фотопортрет улыбающейся Маши, на руках которой прикорнули ее собачка Ксюша и кот Тихон. Под фотографией размещены строки, написанные ее одноклассником: «Ты погибла в полете, // Как птица, // Не допев даже // Песни своей». Последняя крупная стенгазета, сделанная выпускниками 11 класса, украшена надписями: «Прощай, школа! Здравствуй, жизнь!» Среди фотографий выпускников почетное место внизу занимает фотография Маши Барановой. Все фотографии вырезаны и наклеены, фотография Людмилы Михайловны была сделана еще в 1970-е годы, видимо, она сама ее выбрала и хотела остаться такой в памяти своих последних выпускников.
1 сентября 1994 г. впервые за многие годы Людмила Михайловна не пошла в школу. Да, нам всегда звонили, порой приходили ее выпускники. Но вынужденный (и как выяснилось позже – совершенно бесполезный и неоцененный) уход из школы, прощание с любимым делом стало для нее настоящей трагедией. Конечно, она еще занималась репетиторством на дому, пока позволяло здоровье, но до конца своих дней вспоминала школьные звонки, уроки и своих любимых учеников. Педагогическая судьба Людмилы Михайловны Кирюхиной – пример беззаветной преданности профессии, своему делу, ведь именно такие скромные школьные учителя воспитывают настоящих патриотов и граждан нашей великой страны.
Пристатейный список:
1. Булдаков В.Э. Демократизация педагоги-ческого процесса в советской общеобразова-тельной школе в период перестройки // Яро-славский педагогический вестник. – 2012. –№ 2. – Т. 2. – С. 58–62.
2. Гражданинов И.Р. Учиться победно! Из-бранные методические труды по истории и педагогике / Под общ. ред. Д.В. Кирюхина. – Н.Новгород: Нижегородская ГСХА, 2019. – 211 с.
3. Днепров Э.Д. Образование и политика: В 2 т. Т.1. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006. – 536 с.
4. Матвеева Н.А. История отечественного искусства и культуры. в 2 кн.: Кн.2 (XVIII–XX вв.). – СПб.: СПбГИКиТ, 2010. – 563 с.
5. Миронова Н. Я Вам пишу… // Ленинская смена. Орган Горьковского областного коми-тета ВЛКСМ. № 193 (8281). 01 октября 1972. – С. 1.
6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961–1986 гг.) / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.
7. Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 г. № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=636#06043241988658292 (Дата обращения: 28.01.2025).
8. Постановление Совета Министров СССР от 29 апреля 1988 г. № 560 «Об организации и структуре управления народным образованием в стране». URL: https://docs.cntd.ru/document/765704571 (Дата об-ращения: 28.01.2025).
9. Приказ Гособразования СССР от 16.04.1990 г. № 254 «О перестройке препода-вания общественных дисциплин в средних учебных заведениях». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=50745#ikbLEeTIcpDLBs (Дата об-ращения: 28.01.2025).
10. Страницы истории школы № 62 / Офици-альный сайт МБОУ «Школа № 62» URL: https://школа62.рф/site.aspx?IID=2654533&SECTIONID=2610950 (Дата обращения: 28.01.2025).
11. Тарасова С.В. Исторический опыт разра-ботки и реализации проектов реформирования системы образования Российской Федерации в 1984–2004 гг.: Автореферат дисс. … д. и. н. : 07.00.02. – М.: МПГУ, 2008. – 32 с.
12. Толстиков А.В. Школьное образование Восточной Сибири в 1985–2000 гг. (на матери-алах Иркутской области и Красноярского края): Автореферат дисс. … канд. и. н. : 07.00.02. – Иркутск: ИГУ, 2009. – 23 с.
13. Трудовая книжка Л.М. Кирюхиной / Ар-хив автора.
14. Чурсина С.А. Школа прошлого: образ учи-теля 60–80-х гг. XX в. в воспоминаниях вы-пускников и школьных учителей г. Новокуз-нецка // История повседневности: человек в истории: Сборник статей молодых исследова-телей по материалам всероссийской научной конференции с международным участием. – М.: Научная библиотека , 2024. – С. 102–111.
Библиографическая ссылка
Е.М. Кирюхина ЭПОХА ПЕРЕСТРОЙКИ И ПЕРВОЙ ПОЛО-ВИНЫ 1990-Х ГГ. И ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОГРАФИЙ СЕМЕЙНОГО АР-ХИВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ПЕДАГОГА Л. М. КИРЮХИНОЙ)
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/124-1064 (дата обращения:
22.06.2025).