Безопасность является важной составляющей жизнедеятельности общества и комфортного существования человека. Из различных видов безопасности в правовом поле самой проблемной является личная безопасность. Несмотря на конституционную декларативность приоритета прав личности, в вопросах безопасности имеются сложности правового, социологического, психологического и культурологического характера.
С момента рождения до момента смерти, в разные периоды жизни человека обеспечение безопасности меняется качественно и количественно.
Качество зависит от способности субъектов ее обеспечения. Количество – от числа субъектов. Так, наибольшее количество субъектов обеспечения безопасности в младенческом и раннем детском возрасте.
Согласно этого документа: «национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [1].
Исходя из анализа текста, можно вывести определение безопасности созвучное определению, изложенному в отмененном Законе РФ «О безопасности» №2446-1 от 5 марта 1992 года: «безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
В современном Федеральном законе от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» рассматриваемое понятие очень расплывчато.
В этом же законе в ст.1 главы 1 определены виды безопасности:
- безопасность государства;
- общественная безопасность;
- экологическая безопасность;
- безопасность личности;
-иные виды безопасности [2].
К теме нашего исследования подпадает понятие «безопасность личности», которое обозначено на официальном сайте МЧС России: «безопасность личности - состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений»[3].
Понятия «безопасность личности» и «личная безопасность» синонимичны, но не тождественны. Смысловая нагрузка обоих понятий несет различный объем семантических значений.
Личная безопасность, хотя и не выделена в нормативных правовых актах в самостоятельную категорию, на первое место в ее обеспечении ставится сама личность. На то она и личная.
Кроме того, основной метод обеспечения безопасности личности – кара.
Карательные методы применяются государством для охраны важных общественных отношений от противоправных посягательств, к которым в первую очередь относятся блага, интересы, права и свободы личности.
Основной метод обеспечения создания условий для обеспечения личной безопасности – профилактика.
Однако, законодатель, не надеясь на высокую сознательность граждан, в отдельных случаях также применяет карательные методы.
Например, водитель автомобиля не пристегнулся ремнем безопасности, нарушив тем самым норму ст. 12.6 КоАП РФ, подвергнул себя каре в виде административного штрафа [4].
В данном случае не ясно, какой вред нарушитель причиняет общественным отношениям. Своими действиями (бездействием) он ставит в опасное положение только себя, безопасность дорожного движения при этом не страдает.
Или купание в неположенном месте. Эта норма фиксируется в законах субъектов Российской Федерации. За купание в запрещенных для этого местах, в том числе за купание вне оборудованных пляжей, отдыхающие граждане могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа по статье 5.7 Закона Ивановской области «Об административных правонарушениях» от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ [5].
В большинстве подобных случаев купальщик ставит под угрозу только свою жизнь и не причиняет вреда каким – либо общественным отношениям.
Личная безопасность хотя и обеспечивается государством, но, в первую очередь, о ней должен позаботиться каждый индивид, даже если он еще не стал личностью.
Для этого необходимо обеспечить качественную передачу опыта последующих поколений предыдущим.
Воспитание ответственного поведения – основная задача родителей и педагогов, что должно сформировать способность критического анализа ситуации и исключить виктимность в психике индивида.
В контексте безопасности можно выделить следующие психологические типы личности с виктимным поведением, которое зависит от психофизических особенностей и уровня интеллекта [6,с.10]:
«Фома неверующий». Этот персонаж, в силу завышенной самооценки и патологического недоверия ко всему, привык все постигать путем личного опыта, отрицая опыт предыдущих поколений. Он не читает инструкций, предупредительных объявлений, не слушает окружающих.
Этот типаж в полной мере проявился во время пандемии.
«Мастер» - уверенный в своем длительном опыте, в автоматизме операций своих профессиональных действий. К такому типу можно отнести шофера, не пристегивающего ремень безопасности, электрика, игнорирующего резиновые перчатки, ткачиху, не покрывающую голову косынкой и т.п.
Психика человека устроена таким образом, что в любой момент могут забыться привычные действия в определенной ситуации. Мозг в любой момент может включить «режим отдыха» или произойти «скачек давления».
Таким образом «мастер» при отсутствии сформированного чувства ответственности представляет опасность для себя самого, а в определенных случаях и для окружающих. Например: электрик, проигнорировавший правила личной безопасности, произвел короткое замыкание или возгорание многоквартирного дома.
«Инфант». Виктимологический тип, который привык к всеобъемлющей опеке со стороны родителей или наставников. В сознании постепенно формируется чувство «сторонней ответственности», т. е. в любом случае отвечают взрослые, даже за те факты и события, которые могут случиться именно с ним.
Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности.
Инфантилизм – состояние старшего ребенка или взрослого, которые по каким-либо причинам все еще демонстрирует когнитивные и эмоционально-поведенческие характеристики более младшего возраста [7, с.146].
В случае негативных факторов инфант становится в обвинительную позицию, т.е. перекладывает вину за последствия, за вред, причиненный лично ему, на окружающих.
Необходимо помнить о том, что гиперопека может привести к инфантилизму.
«Геймер». К этому типу относятся люди увлекающиеся компьютерными играми и проводящие в виртуальной реальности большую часть суток. Состояние психики этого типа погранично патологии. Человек настолько вживается в нереальный мир, что переносит его правила в действительность, порой не понимая, что перезагрузиться не получится.
«Представитель власти (должностное лицо)». Данный тип характеризуется размытостью представлений о своей защищенности государством и собственным статусом, особенно в условиях резко меняющегося социального сознания и пропасти между миропониманиями разных поколений. Те есть расчет на то, что статус будет сдерживающим фактором от агрессии в неофициальной обстановке, в настоящее время, является ошибочным.
Кроме того, не все должностные лица равно защищены законом [8, с.9].
Перечень предложенных типов с виктимным поведением не является исчерпывающим. Однако, необходимо помнить, что подобный типаж становится не только жертвой преступления, но и других трагических обстоятельств некриминального характера, которых при сформированном чувстве ответственности можно было бы избежать.
Методы формирования ответственного поведения подробно расписаны в научной педагогической литературе. Это и педагоги прошлых времен: Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж-Ж Руссо, И.Г. Песталоцци [9], А.С. Макаренко [10]. Это и современные исследователи: Башев В.В.[11], Дегтярева Т.Н. [12], Рожков М.И.[13].
Все они сходятся во мнении, что воспитание ответственного поведения является главной задачей родителей и педагогов для становления развитой самостоятельной личности.
В таком случае законотворческий процесс должен ориентироваться на социальные отношения, которые образуются между ответственными людьми. И тогда будет устранено противоречие между естественными правами и запретительными нормами в рассмотренных нами случаях.
В заключение предлагаем на законодательном уровне разграничить понятия «безопасность личности» и «личная безопасность».
Дать следующее определение личной безопасности:
«Личная безопасность» - состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, обеспечиваемое самой личностью и контролируемое государством.
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной без-опасности Российской Федерации» URL:/ https://yandex.ru/search/ (дата обращения 07.02. 2025)
2. 10.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» URL: / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/(дата обращения 07.02. 2025)
3. Официальный сайт МЧС РФ https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/3386(дата обращения 07.02. 2025)
4. Кодекс Российской Федерации об ад-министративных правонарушениях URL:/https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661(дата обраще-ния 07.02. 2025)
5. Закон Ивановской области «Об адми-нистративных правонарушениях» от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ URL:/ https://docs.cntd.ru/document/906408072(дата обращения 07.02. 2025)
6. Редков С.К., Крупнова Т.Б., Афиноге-нов П.А. Криминология. Учебное по-собие. - Шуя: Изд-во Шуйского фили-ала ИвГУ, 2017 – 63 с.
7. Шапарь В.Б. Рабочий словарь психо-лога-консультанта. – Ростов н/Д.; 2005. – 496 с.
8. Бабушкин М.Ю., Лазарев А.А. О про-блеме организации государственной защиты сотрудника федеральной про-тивопожарной службы//Современные проблемы гражданской защиты. 2023. № 2(47). С.5-11
9. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
10. Макаренко А.С. Педагогические сочи-нения в восьми томах. Том 5. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1984.- 568 с.
11. Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного дей-ствия в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. Наук. – М.: Принт, 2020. - 158 с.
12. Дегтярева Т.Н. Теория и опыт воспи-тания нравственной ответственности // Современные проблемы науки и обра-зования. – 2014. – №1.- С. 71.
13. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 330 с.
Библиографическая ссылка
С. К. Редков ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 2;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/124-1076 (дата обращения:
22.06.2025).