Работая над биографическим справочником фотографов Шуйского уезда Владимирской губернии и г. Иваново-Вознесенск, с целью выявления новых имён мы обратились к просмотру журналов «Советское фото» и «Пролетарское фото» за конец 1920-х – начало 1930-х годов. И не ошиблись. На двух из целого ряда установленных имён стоит остановиться особо. Сегодня наш рассказ о Дмитрии Ивановиче Чернове (08.11.1907–1985).
В процессе дальнейшего поиска оказалось, что земляки знали и помнили о коренном шуянине Д.И. Чернове [4], что его биографией как военного корреспондента интересовалось Можайское объединение краеведов, даже установившее связь с потомками Дмитрия Ивановича, однако сведения о его биографии, а уж тем более о профессиональном пути были крайне скудными.
Просмотр метрических книг шуйских церквей в поисках шуян Черновых долгое время ничего не давал, пока не были изучены метрические книги церкви пригородного села Петропавловское, присоединённого к Шуе только в 1928 г. В метрической книге этой церкви за 1907 г. и была сделана запись о рождении 8 ноября и крещении 9 ноября Дмитрия, сына шуйского мещанина Иоанна Яковлевича Чернова и его законной жены Анастасии Семёновны [10, л. 171об.–172].
По записям в метрических книгах Петропавловской церкви удалось проследить многие важные моменты из жизни шуйских мещан Черновых. В частности, было установлено, что прадедом Дмитрия Чернова был шуйский мещанин Павел Семёнович Чернов (1836–26.12.1915), а прабабкой – жена последнего Анна Андреевна (ок. 1838–18.12.1904) [9, л. 99об.–100; 10, л. 110об.–111]. Отец Дмитрия Иван Яковлевич (07.01.1883–?) был сыном от первого брака Якова Павловича Чернова с дочерью шуйского мещанина Евдокией Михайловной Кадочкиной [9, л. 19об.–20, 119об.–120]. 27 апреля 1903 г. И.Я. Чернов вступил в брак с дочерью крестьянина деревни Семейкино Дуниловской волости Шуйского уезда девицей Анастасией Семёновной Гужиной (04.03.1882–?) [10, л. 74об.–75]. Кроме Дмитрия, в семье Черновых росли также: Мария (14.03.1904 – после 1951) и Алексей (10.03.1906–?) [10, л. 89об.–90, 137об.–138]. Известно, что в 1920-е годы И.Я. Чернов работал ткацким мастером Большой Шуйской мануфактуры [12, 21].
Где учился Дмитрий Чернов, неизвестно. Из публикаций журнала «Советское фото» об участниках объявленных им конкурсов следовало, что в 1930 г. он был «ткацким подмастерьем» ткацкой фабрики № 3 в г. Шуя и уже тогда являлся членом ВКП(б). А вот сотрудничать с местной прессой Дмитрий стал значительно раньше, поначалу в качестве юнкора. Именно так – «Юнкор Д. Ч.» – указан автор заметки, опубликованной в газете «Серп и молот» 4 октября 1924 г. [61]. С этого момента имя, точнее инициалы Дмитрия Чернова стали встречаться в газете довольно часто. Его заметки в основном касались тех или иных недостатков в организации работы фабрики.
Уже тогда Дмитрий начал серьёзно интересоваться рабкоровским движением. Так, в одной из заметок в рубрике «Рабкор» он писал: «Когда на рабкоров не будет никакого гонения ˂…˃ со стороны хозяйственников, тогда можно выйти из подполья, бросить псевдонимы и работать открыто со всеми, кто занят восстановлением промышленности» [13]. В другой в рубрике «Пишущая братия» отмечал, что на производстве в Шуе «рассыпано большое количество рабкоров, но они не объединены. Пишет каждый, что вздумает и как хочет, часто не зная, труд их напрасно пропадёт». «Пора, – отмечал Чернов, – объединиться в одну крепкую, деловую, сильную духом и мыслью организацию» [42].
Дмитрий буквально забрасывал редакцию корреспонденциями, но публиковали их не всегда. Причины указывались в рубрике «Наши ответы»: «Д. Чернову – "Негодное рушится, полезное созидается" – не пойдёт. Об этом уже есть»; «Юнкору Д.Ч. – "Зажигайте раньше" – не пойдёт. Не верно»; «Юнкору Д.Ч. – "Рабочие не читают" – не пойдёт. Составляйте интереснее – будут читать. "Нет необходимого" – мелочь. Научитесь» [24].
Подобная практика продолжилась и в следующем году, но это не остановило Дмитрия, он упорно отправлял в газету корреспонденции и, наконец, к 1927 г. из юного корреспондента превратился в рабочего корреспондента, заметки которого принимались газетой [49, 60]. В номере газеты за 26 августа 1927 г. было помещено объявление: «Рабкора Д. Чернова просим зайти в редакцию».
Шуйская газета, как и орган областного центра «Рабочий край», рано начала обращать внимание на сотрудничество с юнкорами и рабкорами. Внимательное и бережное отношение к юнкорам, мудрые советы рабкорам лежали в основе того, что некоторые из них, в частности, Дмитрий Чернов добились в этом деле такого успеха.
Продолжал Д. Чернов сотрудничать с газетой «Шуйский пролетарий» и в 1930 г. Теперь в газете появлялись не только его заметки, но и статьи, причём речь в них уже шла о жизни рабочих не «родной» для Чернова шуйской фабрики, а других фабрик Шуйского округа в составе Ивановской Промышленной области, что говорит о том, что Дмитрий, возможно, был принят в штат газеты, и как её корреспондент отправлялся в поездки по округу. Так, только в январских номерах газеты были помещены четыре заметки и статьи Д. Чернова. В трёх из них рассказывалось о кружке «Женщины безбожницы», созданном на кохомских льняных фабриках; вскрывались недостатки работы рабочего клуба в Кохме; говорилось о нехватке мест в детских яслях на кохомской фабрике, о неудовлетворительном состоянии общественного питания в Кохме, о том, что столовая ЦРК (Центрального рабочего кооператива) «не удовлетворяет рабочих» [50, 58, 59]. В четвёртой статье поднимался вопрос о том, как плохо организованы поддержка, воспитание рабочих-изобретателей на Родниковской фабрике [51].
Первое свидетельство о том, что в 1928 г. Д. Чернов был уже не просто рабкором, а фотокором шуйской газеты относится к 12 октября. В этот день газета опубликовала фотографию с таким комментарием: «Наши первые фотокоры. На снимке – Д. Чернов (подмастерье) и Дудин (табельщик). Оба с фабрики № 3».
В марте 1929 г. «Серп и молот» поместил небольшую статью Чернова «Фото и кино в руках молодёжи», в которой показано начало становления Дмитрия как фотографа: «До сих пор кружок фото-кино посещали 2 раза в неделю. В кружке 28 человек. Громадный интерес к фотографии заставлял ходить за 5–8 вёрст. Правление приобрело 3 фотоаппарата. ˂…˃ Часть ребят специально занимается фоторепортажем, снабжая редакцию снимками. В клубе висит витрина фото. Раз в месяц снимки обновляются. С весны кружок переходит на новый метод работы. Чтобы все могли видеть повседневную работу кружка в целом, витрина будет висеть в саду клуба и снимки будут меняться 2–3 раза в неделю. ˂…˃ Теперь в Шуе не проходит без фото кружка ни одно общественное дело. Все заснимается, вплоть до приезда аэросаней[1] и лыжников. Первого мая на пл. Революции будет демонстрироваться большой фотожурнал, отображающий со всех сторон шуйскую жизнь. Шуяне вечером увидят на экране, что было днём на демонстрации. Празднование будет заснято и вечером пойдет с другими материалами в фотожурнал. По просьбе организаций члены фотокружка посылаются в выездную съёмку. Губернский звёздный пробег лыжников сопровождали 2 члена кружка» [55].
В 1930 г. Дмитрий Чернов принял участие в конкурсе «За индустриализацию, за коллективизацию» и был удостоен пятой премии за серию «Соревнование на шуйских фабриках», объявленном журналом «Советское фото» [18]. Вот что писал журнал об участии в конкурсе Д. Чернова: «Ткацкий подмастерье шуйской фабрики № 3 т. Чернов Д.И., уступая многим в технике съёмки, составил всё же из 14 своих снимков настоящий фотоочерк, рассказывающий о том, как несли ущербы и потери шуйские ф-ки, как возникло на них соцсоревнование и ударничество (над станками вспыхнули красные флажки), кто и в каких группах рабочих был инициатором ударничества, какие формы учёта соревнования применяются, что ещё предстоит изжить и т.д. Снимки, особенно в первой части очерка, плотно друг к другу прилажены. Некоторые из них должны иметь громадное воздействие на шуйских рабочих (например, портрет работницы-лодыря, удачно снятой в момент зевоты и потягивания). Все снимки представляют уже и сейчас большую историческую ценность, так как в них зафиксирована история развёртывания соцсоревнования на шуйских фабриках. <…>
Недостатки серий, представленных на конкурс тт. Черновым и Хобто, не позволили жюри расценить их работу выше V и VI премий, но несомненно оба эти товарища, совершенствуясь в фототехнике и серийной фотосъёмке, могут вырасти в неплохих фотоочеркистов, а в дальнейшем – в киноработников, ибо от серийной фотографии к кинорежиссуре и киносъёмке прямой путь» [30].
В том же 1930 г. Д. Чернов принял участие в так называемом октябрьском фотоконкурсе журнала «Советское фото», проходившем по четырём основным темам: «Фото в борьбе за промфинплан особого квартала и третьего года пятилетки», «Ведущая отрасль местной промышленности и сельского хозяйства», «Лучшие ударники нашего производства» и «Прогульщики и летуны». Чернов прислал 15 снимков, составивших «серию-фотоочерк о шуйских ударниках-энтузиастах» и был удостоен 2-й премии «по группе опытных». Подводя итоги конкурса в мае 1931 г., журнал отмечал, что Дмитрий Чернов, «рабочий Шуйской ткацкой фабрики, где работал подмастерьем, выдвинут на работу в производственный отдел газеты "Шуйский пролетарий"» [5].
Название статьи с подведением итогов конкурса «Растёт советский фотокор» оказалось пророческим. В этот период уже решался вопрос о переходе Д.И. Чернова на работу в редакцию газеты «Рабочий край». Мы сделали попытку точнее определить время его перехода из Шуи в Иваново-Вознесенск. Последний раз подпись «Дм. Чернов» стоит под статьёй в «Шуйском пролетарии» за 8 января 1931 г. (статья проиллюстрирована фотографиями колхозников Борунова и Чайкиной) [47], та же подпись под заметкой в «Рабочем крае» в первый раз стоит в номере за 9 мая [54].
Осенью 1931 г. в дни празднования 14-й годовщины Октябрьской революции в Иваново-Вознесенске прошла «впервые в СССР большая художественная фотовыставка под открытым небом». В примечаниях редакции газеты «Фотокор» к статье о выставке говорилось: «Кроме т. Софронова, в устройстве выставки участвовали следующие товарищи: В. Зубарев, А. Чернов, Дм. Чернов, П. Пименов (репортёры "Раб. края"), Н. Киселёв (фотограф Пролеткульта) и И. Тимонский ("Динамо")» [34].
В это время газета публиковала сообщения Д. Чернова, проиллюстрированные выполненными им фотографиями. Так, в ноябре была опубликована заметка о работе переславской фабрики фото- и киноплёнки с портретом «инженера Залихмана, добившегося получения высококачественной эмульсии» и фотографией «Кинооператор Симбирцев снимает хроникальный фильм на плёнке Переславской фабрики» [40]. В декабре было помещено несколько сообщений: о конкурсе машинистов и технических работников на владимирском железнодорожном узле с фотографией «Контрольная бригада депо проверяет качество ремонта пассажирского паровоза» [29]; об «увеличении программы выпуска одежды» на Ивановской швейной фабрике с фотографией ударницы фабрики «Ивгосшвей» С.И. Лаврентьевой, «выполняющей план на 115–120% и активной общественницы» [3]; об освоении ивановским заводом «Торфмаш» выпуска нового оборудования для торфоразработок с иллюстрацией «Специалист комсомолец Гостев, окончивший технические курсы при ивановском заводе "Торфмаш" и освоивший обработку деталей торфяных машин, на сливном немецком карусельном станке за работой» [44].
Очевидно, работая в «Рабочем крае», Д.И. Чернов установил первичную связь с Всесоюзным фотоиллюстрационным акционерным обществом «Союзфото», а затем начал работать в нём на постоянной основе. К сожалению, мы не имели возможности просмотреть подшивки газеты «Фотокор» и не можем судить о том, как часто публиковались там статьи или заметки Дмитрия Чернова. Однако благодаря материалам личного фонда Н.С. Софронова знаем, что в том же номере газеты, в котором была опубликована статья Софронова «Грандиозная Октябрьская фотовыставка в Иваново-Вознесенске» (третья декада ноября 1931 г.), была помещена и статья Д. Чернова, в которой он писал о том, как важна для фотокора так называемая «Страница фотокора» в региональной прессе [7]. А в № 32 газеты «Фотокор» за 1932 г. (выпуск второй декады ноября) Чернов делился опытом сотрудничества с СФ: «Вначале я давал неудовлетворительные негативы. Все они возвращались с подробным описанием тематических, технических и, иногда, композиционных недостатков <…> Эта заочная техническая учёба быстро сказалась на качестве моей работы. Так, в апреле было принято моих негативов не больше 50%, а в сентябре–октябре – до 80% <…> Теперь уже при каждой моей посылке нескольких снимков премируются повышенной платой и некоторые даже идут в заграничную печать» [43]. Дмитрий взял на себя обязательство высылать фотоматериалы не реже восьми раз в месяц и вызвал на соревнование Ф. Кислова (Москва), А. Маклецова (Сталинград), М. Пенсона (Ташкент), А. Чернова (Крым) и других.
В подписи под заметкой о заводе «Торфмаш» в газете «Рабочий край» в конце декабря 1932 г. после фамилии Д. Чернова в скобках впервые указано «Союзфото». Началось становление Д.И. Чернова как фотокорреспондента, а впоследствии и фоторепортёра «Союзфото»[2].
В исследовании о фоторепортёре, коллеге Д.И. Чернова по работе в «Союзфото», а затем в ТАСС, Николае Дмитриевиче Кубееве (1910–1944), была приведена следующая цитата со ссылкой на страницу 17 в № 6 журнала «Пролетарское фото» за 1932 г.: «В ответственные октябрьские съёмки этого года впервые были включены молодые фоторепортёры тт. Чернов (коммунист), Евзерихин (комсомолец) и Кубеев. Молодые фоторепортёры оправдали доверие» [15]. В биографии Эммануила Ноевича Евзерихина (1911–1984) говорится о том, что фотокорреспондентом московского отделения «Союзфото» он являлся с 1932 г. Очевидно, одновременно с ним работниками этого отделения стали Чернов и Кубеев.
О том, когда фотокор Дмитрий Чернов стал фоторепортёром «Союзфото», могут свидетельствовать публикации его статей и фотографий в газете «Фотокор» и журнале «Пролетарское фото». Так, например, в № 7–8 (июль–август) журнала за 1932 г. была помещена выполненная им фотография «Установка подъёмного крана на заводе экскаваторов в г. Коврове). После фамилии автора фотографии в скобках было помечено «Иваново-Вознесенск», что означает, что в это время Чернов ещё был фотокором «Союзфото». В № 5 (сентябрь–октябрь) журнала за 1933 г. сообщалось, что «фоторепортёры тт. Марков и Чернов выехали на Донбасс и в Кузбасс для засъёмки хода реализации правительственных решений по углю и транспорту» [22]. Таким образом, в мае 1933 г. Д. Чернов впервые назван фоторепортёром СФ.
Поистине триумфальным для Д.И. Чернова стал последний номер журнала «Пролетарское фото» за 1933 г. На обложке была размещена его работа «Комсомолка Динасова из Сталинска (Западная Сибирь), одна из лучших планеристок». В этом же номере журнала Чернов рассказывал о том, как прошли съёмки в Кузбассе. В репортаже фоторепортёра впервые упомянуто о том, что для съёмки Кузнецкого комбината с «нетрадиционной» точки Чернов воспользовался самолётом. В статье подробно перечисляются обстоятельства съёмки, в том числе высота и скорость полёта [41]. За полтора месяца пребывания в Кузбассе Чернов сделал около 200 негативов, из которых редакция забраковала лишь 13. Журнал отмечал: «Удачно заснял т. Чернов с аэроплана новый соцгород Сталинск, пользуясь обычными пластинками ФХТ чув[ствительностью] 170. Ряд снимков взят иноредакцией для отправки за границу» [23].
Возвратившись из командировки в Кузбасс, Чернов принял участие в съёмке праздничной Москвы. В открывавшей тот же номер журнала «Пролетарское фото» статье С. Евгенова «Не повторяться, уметь находить новое!» отмечались высокохудожественные снимки, выполненные рядом фоторепортёров, в том числе фотографии «оформления ЦДКА, Комсомольской площади (стратостат) и площади Электрозавода работы тт. Свиделя и Чернова» [14]. Две фотографии Свиделя и Чернова были помещены на странице 12.
И наконец, в разделе «Наша хроника» того же номера журнала Чернов были упомянут ещё два раза: как один из авторов фотоочерка «Фабрика зерна и степи» (колхоз «Батрак» Средней Волги», предназначавшегося для немецкого журнала «Аrbaiter Illustrirte Zaitung» и как член ячейки рационализаторов при Центральной редакции «Союзфото», разрабатывающий «образец нового компактного футляра для аппарата 6½×9, где будут отделения для насадочных линз, светофильтра, бленды, блокнота с карандашом» [23].
Журнал «Советское фото» за 1934 г. обратил наше внимание на два момента в профессиональной биографии Д.И. Чернова. Во-первых, в статье С.О. Фридлянда он был назван одним из тех редких фоторепортёров, которые работают «фотокамерой и пером одновременно» [38]. Действительно, в 1934 г. в журнале «Советское фото» были помещены три статьи Д.И. Чернова [46, 48, 53], в одной из которых он интересно рассказал о съёмках проезжавших через Новосибирск челюскинцев, которых Чернов фотографировал не только на вокзале, но и с воздуха: «нужно было взять в один кадр экспресс челюскинцев и над ним (крупным планом) реющие самолёты». Во-вторых, в 1934 г. Д.И. Чернов много фотографировал в Иваново, в том числе с самолёта. В номерах журнала «Советское фото» за 1934 г. были помещены следующие фотографии, выполненные Черновым в Иваново: «Ватерный цех фабрики "Красная Талка" в Иванове» (№ 1, с. 9), «Новые дома вытесняют лачуги (Иваново)» (№ 1, с. 10), «Контакт! (Ивановский аэроклуб)» (№ 7, с. 17), «Вверху – уголок старого Иваново-Вознесенска, внизу – новое советское Иваново» (№ 8–9, с. 25). Последние две как раз и были выполнены с самолёта[3].
Увлечение Д.И. Чернова съёмкой с самолёта, постоянный интерес к тем, кто осваивал лётное дело, очевидны. Одна из фотографий, выполненных в Иваново, была сделана в Ивановском аэроклубе [16].
Вспомним, что одна из фотографий, иллюстрировавших журнал «Советское фото», выполнена Черновым в Ивановском аэроклубе. А в № 2 журнала «Советское фото» за 1937 г. была опубликована следующая заметка: «Фоторепортёр Дм. Чернов обратился через редакцию "Фотолюбителя" (название газеты. – Авт.) ко всем фотоработникам Союза с предложением ответить рабочим завода им. Менжинского подготовкой в 1937 г. 100 человек из лучших фоторепортёров и фотокоров к воздушной съёмке без отрыва от производства, поставив этот вопрос через ЦБ фотосекции перед Наркоматом Обороны и Осоавиахимом. "Мы, фоторепортёры и фотокоры, не меньше металлурга, ткача, машиниста, лётчика, колхозника любим свою родину, – заканчивает своё письмо Дм. Чернов, – и самым почётным в нашей работе будет – это подготовка резерва для красного воздушного флота в 100 человек"» [20].
Делясь на страницах журнала «Советское фото» своим опытом фотосъёмки с самолёта, Д.И. Чернов отмечал: «Фотосъёмка с самолёта обычной в практике фоторепортёров и фотокоров аппаратурой – новый, интереснейший участок работы. <…> За последние пять лет работы в фоторепортаже и кинохронике я налетал свыше 100 часов, сделав с воздуха более 400 снимков и 11 сюжетов для кино». Чернов рассказывал об особенностях съёмки с самолёта на больших экспозициях и её преимуществах «в ранние утренние часы, поздно вечером или при неблагоприятных световых условиях», в качестве примера демонстрировал выполненные им с самолёта фотографии с указанием марки камеры и длительности экспозиции. Из статьи следовало, что, помимо тех объектов, о которых говорилось выше, с самолёта он снимал Свердловск, Сталинград, а также Иваново. Вот что рассказывал репортёр о важности тщательной подготовки фотокора к полёту: «Выполняя задание Союзфото по съёмке фотоочерка "Советский Манчестер" (г. Иваново), я заранее подготовил высокой чувствительности пластинки "Ортохром", проверил аппарат, составил проявитель и т.д. С лётчиком т. Бабановым разработали детальный рабочий план, в котором в виде чертежа было обусловлено, над какими объектами города мы будем летать, какова высота полёта, как снимать тот или иной объект. При полёте мне не пришлось пользоваться телефоном для переговоров с лётчиком. По обусловленному знаку он делал 2 или 3 захода для повторения съёмки» [52].
Фотографии Иваново, выполненные Дмитрием Ивановичем с высоты птичьего полёта, сохранились. Одна из них помещена путеводителя по Иваново и Иваново-Вознесенску и подписана так «Вид с самолёта на старый цирк. Фото ок. 1933 г. Фотограф Д. Чернов» [36].
Интересная работа Д.И. Чернова находится и в фонде краеведа Виктора Ивановича Огурцова в ГАИО [11]. На ней запечатлён трамвай, пущенный в Иваново в ноябре 1934 г. На обороте фотографии проставлен оттиск штампа: «Авторское право принадлежит "Союзфото" Москва ул. 25-го Октября, дом № 4. Телефон редакции […35] Стол заказов […]». Интересно, что точно такая же фотография находится в фондах ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России» (№ 13647736 КГ МФ). Однако на лицевой её стороне оформлены: в правом нижнем углу – знак издательства (монограмма «Союзфото»), как и на выпущенных «Союзфото» открытках, под ним цифра 7, возможно, порядковый номер открытки в серии, а в левом нижнем углу – надпись: «Фото Д. Чернова», выглядящая как его автограф. Вполне вероятно, что в случае с фотографией, хранящейся в ГАИО, мы имеем дело с оригиналом фотографии Д.И. Чернова, с которой была напечатана открытка.
В каталоге, приведённом в книге, рассказывающей об истории Иваново-Вознесенска–Иваново в открытках советского периода, указана следующая информация об открытках с видами Иваново, выпущенных «Союзфото»: «Изд. Союзфото. Москва. 1935 г. Отп[печатано] на 1-й ф-ке Союзфото. Почтовая карточка. Ч/белая. Т[ираж] 5000. Фото Чернова. 240. Иваново. Советская улица. 241. Иваново. Рабочие дома на Советской площади. 242. Иваново. Сквер у новых домов. 243. Иваново. Сквер у цирка. Фото Киселёва. Тир[аж] 10 000» [2]. Совершенно очевидно, что Иваново в 1934 г. Чернов фотографировал по заданию «Союзфото», причём именно для будущих выпусков открыток.
В последние предвоенные годы Д.И. Чернов работал в системе ТАСС. Учитывая ответственность, активность, мобильность, оперативность Дмитрия Ивановича, думается, ему не пришлось с трудом переживать серьёзную перестройку работы «Фотохроники»–«Фотоклише» ТАСС, проходившую в 1939–1940 годах. Об этом свидетельствуют и публикации журнала «Советское фото».
Впервые как фоторепортёр «Фотохроники ТАСС» Д.И. Чернов упомянут в журнале «Советское фото» в связи с социалистическим соревнованием имени ХVIII съезда ВКП(б), в которое вступили фоторепортёры газеты «Правда» и «Фотохроники ТАСС» (С. Лоскутов, Ф. Кислов, Дм. Чернов). Они «обязались давать советской печати политически насыщенные снимки, высококачественные по художественному и техническому уровню, ярко отображающие морально-политическое единство советского народа, сплочённого вокруг партии Ленина–Сталина, блестящие победы социализма, гигантский культурный рост города и села, радостную и зажиточную жизнь, оберегаемую доблестной Рабоче-Крестьянской Красной Армией» [27].
В заметке об итогах развернувшегося в «Фотоклише ТАСС» социалистического соревнования «за улучшение качества обслуживания фотоиллюстрациями советской печати» отмечались те положительные изменения, которые произошли в «Фотоклише» к середине 1940 г. «Отмечая первые результаты перестройки в работе Фотоклише ТАСС», руководство ТАСС в опубликованном в День печати приказе объявило благодарность всему коллективу «Фотоклише», премировав, «наиболее отличившихся в работе фоторепортёров, собкоров, художников, работников стереотипной мастерской, фабрики фотопечати, редакторов». Среди премированных фоторепортёров наряду со знаменитым Евгением Халдеем был назван и Д.И. Чернов [26].
В предвоенные годы Д.И. Чернов по-прежнему много ездил по стране. Так, на обложке девятого номера журнала за 1939 г. помещена его фотография «Пилот почтовой авиалинии Галина Архангельская (Рязанская область)». А вскоре в международной политике произошли события, заставившие Д.И. Чернова практически постоянно находиться на присоединённых к СССР западных территориях. Так, в № 10 журнала за 1939 г. сообщалось: «Семнадцатого сентября войска Рабоче-Крестьянской Красной Армии по распоряжению советского правительства перешли границу, чтобы взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Одновременно с этим к месту операций советских войск выехали специальные корреспонденты московских, киевских и минских газет, фоторепортёры, кинооператоры, писатели, работники искусств. <…> На Западную Украину и Западную Белоруссию выехали от <….> «Фотоклише ТАСС» – С. Лоскутов, Б. Фишман, Дм. Чернов и А. Межуев <…>» [33].
В следующем месяце журнал поместил рассказы фотокоров о работе в Западной Белоруссии. Так, С. Лоскутов отмечал: «Множество интересных фактов из жизни освобожденной Западной Белоруссии запомнилось. Тов. Дм. Чернову пришлось фотографировать организацию рабочей гвардии» [19]. Делавший обзор фотоиллюстраций «Огонька» Л. Кристи писал: «Насыщена глубоким содержанием, проста по своей композиции и понятна без всякой поясняющей подписи обложка № 25–26 за 1939 год (фото Дм. Чернова и А. Межуева). На фоне польской вывески и объявления на русском языке, в котором ясно различимо слово "распущено" стоит суровый седоусый рабочий в штатском пальто и с винтовкой на плече. Рука старика повязана лентой с надписью на русском языке: "Рабочая гвардия"» [17]. В том же ноябрьском номере «Советское фото» за 1939 г. упоминал Д. Чернова и В. Тёмин, название заметки которого «Первые снимки с фронта» прямо говорит о том, в какой сложной обстановке приходилось работать фотокорам [35]. Здесь же делился своими впечатлениями о командировке и сам Чернов [56]. В августовском номере за 1940 г. журнал «Советское фото» сообщал: «В числе фотокорреспондентов, производивших съёмки немедленно после вступления частей Красной Армии в Бессарабию и Северную Буковину, были М. Рыжак, М. Мульман, Дм. Чернов, Г. Зельма, Н. Колли, П. Трошкин и др.» [39]. А уже в сентябре была опубликована статья Д.И. Чернова «В советской Бессарабии». Здесь Дмитрий Иванович вновь фотографировал с самолёта и отмечал: «Эти снимки расскажут читателям больше любой статьи и заметки, почему так радостно встречал народ Бессарабии Красную Армию» [45].
Далее путь Чернова лежал в советскую Прибалтику, куда «Фотоклише ТАСС» командировало группу фоторепортёров, в том числе Д. Чернова и Ф. Кислова в Латвию и Литву. На обложке ноябрьского номера журнала «Советское фото» была помещена фотография Д. Чернова «Рабочие Каунаса в выходной день». В следующем номере журнала Д. Чернов и Ф. Кислов в рубрике «Заметки фоторепортёра» рассказали читателям о своей работе в Прибалтике [57]. Апрельский номер журнала «Советское фото» за 1941 г. сообщил читателям о том, что фоторепортёр Чернов намерен посвятить этот год «работе в советской Прибалтике» и сделать фотокнигу, в которой собирается «показать в ярких образах фотографических документов новую счастливую жизнь трёх республик». Кроме того, он был намерен «всемерно помочь молодым фоторепортёрам советской Прибалтики отлично поставить работу, стать передовым отрядом советских фотожурналистов» [32].
Понятно, что этим планам не суждено было сбыться. В июне 1941 г. вышел последний номер журнала «Советское фото», теперь его выпуск возобновится только в 1957 г. Все силы страны были брошены на то, чтобы одержать победу в жесточайшей войне, ушли на фронт и многие фоторепортёры.
Великую Отечественную войну Д.И. Чернов прошёл, как сказано в известной песне, «с "Лейкой" и блокнотом, а то и с пулемётом» в качестве спецфотокорреспондента ТАСС. Призван в армию Чернов был в июне 1941 г. в Москве, хотя в одном из документов указано, что непосредственно в действующей армии он находился с 18 апреля 1943 по 9 мая 1945 г. В наградных документах значится, что Д.И. Чернов был капитаном интендантской службы 89-й гвардейской стрелковой Белгородско-Харьковской дивизии 5-й армии Западного фронта с уточнением в приказах: «военный корреспондент ТАСС действующей армии» или «спецфотокорреспондент ТАСС по фронту». Д.И. Чернов был награждён орденом Красной Звезды (декабрь 1943 г.), орденом Отечественной войны II степени (ноябрь 1985 г.) и медалью «За боевые заслуги» (март 1943 г.).
В наградном листе к медали «За отвагу», к которой представляли Чернова 15 февраля 1943 г., говорится: «Капитан интендантской службы, специальный фотокорреспондент ТАСС товарищ Чернов Дмитрий Иванович второй год работает в составе войск пятой армии, производя фотосъёмки боевой жизни частей Красной Армии для печати Советского Союза и печати других стран. На этой работе товарищ Чернов показал себя оперативным корреспондентом и хорошим фотомастером своего дела. Его снимки широко публиковали и публикуются сейчас во всей печати Советского Союза, в том числе и в печати дружественных стран. Как военный фотокорреспондент он занимает одно из ведущих мест фотохроники ТАСС». Там же сообщается, что на фронте Д.И. Чернов делал фотографии и с воздуха. Практически та же информация содержится и в наградном листе к ордену «Красная Звезда». В обоих документах сказано, что при выполнении задач на Северо-Западном фронте 1 августа 1941 г. Д.И. Чернов был тяжело ранен, после излечения вернулся в строй. На странице «Старая Шуя» социальной сети «В контакте» размещено удостоверение, выданное Телеграфным агентством Союза Советских Социалистических Республик при СНК СССР капитану т. Чернову Д.И. в том, что он «является специальным Военным корреспондентом ТАСС в Действующей Красной Армии», которое было действительно по 1 июля 1944 г. [37].
В различных архивах и музеях страны находятся фронтовые фотографии, выполненные Д.И. Черновым. В фондах Государственного исторического музея находятся фотографии Д. Чернова «Работник фронтовой газеты "За Родину" Ольга Косырева беседует с бойцами. 1941 г.» и «Танк в разведке. Фотохроника ТАСС. Январь 1942 г.» (№ 25825545 и 27235461 в ГК МФ). В фондах Государственного центрального музея современной истории России хранится выполненная в июне 1941 г. фотография «Отважный лётчик комсомолец Ю. Цуркан у сбитого им фашистского бомбардировщика» (№ 5810039 в ГК МФ). Она была опубликованы 26 июня 1941 г. в газете «Правда» и сопровождалась следующим пояснением: «Лётчик комсомолец лейтенант Юрий Цуркан вступил в бой с несколькими немецкими бомбардировщиками. Один бомбардировщик был сбит, остальные позорно бежали. На снимках: слева – лётчик Юрий Цуркан; справа – сбитый им фашистский бомбардировщик. Фото Д. Чернова (ТАСС)».
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник разместил на сайте КГ МФ (№ 51720886) фотографию «Гвардии майор Мурадян В.А. и ефрейтор Царёв А. водружают знамя на площади им. Дзержинского в Харькове 23 августа 1943 года». Наконец, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи находится фотография «Фотохроника ТАСС № 33618. По дорогам наступления войск 1-го Украинского фронта», выполненная Черновым 3 августа 1944 г., на обороте которой карандашом написано: «На снимке: типичная картина на пути к государственным границам СССР – разбитая немецкая техника по обочинам дорог».
Более 300 работ Д.И. Чернова находится в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), подавляющая их часть относится к периоду Великой Отечественной войны. Здесь же находятся четыре фотографии, выполненные Д.И. Черновым совместно с Ф.И. Кисловым в январе 1942 г. в Московской обл., том числе «Останки сгоревшей заживо девушки, брошенной немцами в горящий дом за попытку его потушить» и «Трупы повешенных немцами местных жителей». Две фотографии из фонда РГАКФД выполнены в Иваново: «Стахановки Ивановской прядильной фабрики имени Дзержинского В. Шолдина, Сибирёва и другие на прогулке после работы» (1936) и «Директор Ивановской текстильной фабрики имени Дзержинского М. Фомичёв в гостях у пенсионера С. Безенова» (1958).
Этот перечень можно продолжать бесконечно, поскольку за годы работы Д.И. Черновым выполнены сотни, тысячи фотографий.
Фотографии Д.И. Чернова нередко размещаются на выставках, посвящённых тем или иным событиям Великой Отечественной войны. Так, на выставке «Первая военная зима в объективе фотокорреспондентов» в Музее обороны Москвы были представлены следующие работы Чернова: «Мотоциклисты 1-й Гвардейской Московской мотострелковой дивизии на выполнении боевого задания. 1941 г.» (Д. Чернов и Л. Великжанин), «Командир подразделения майор Заломкин Д.П. и подполковник Балоян Н.П. на передовой позиции. 1941 г.», «Лейтенант Хрипунов и сержант Старенчиков осматривают лыжи бойцов подразделения перед выходом на боевую операцию. Январь 1942 г.» [25]. В августе 2023 г. в Доме журналиста в Санкт-Петербурге открылась выставка фотографий «Сталинградская битва. 200 дней огня» из коллекции «Росфото». На ней были «представлены 53 фотографии знаковых фотографов и всемирно известных фотокорреспондентов»: Евгения Халдея, Эммануила Евзерихина, Якова Рюмкина, Василия Малышева, Аркадия Шайхета и Дмитрия Смирнова [6].
По окончании войны Д.И. Чернов продолжил работу в ТАСС. В фондах МБУ «Музей Дружбы народов им. К.Д. Уткина» Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) хранится фотография делегатов ХХIII съезда КПСС из Якутии, сделанная в перерыве заседаний съезда в Кремле в 1966 г. (№ 54328801 в ГК МФ). В качестве автора указан фотокорреспондент еженедельника «Литературная Россия» Д.И. Чернов. Факт работы Д.И. Чернова в «Литературной России» подтверждается и документами из личного фонда Н.С. Софронова в Государственном архиве Владимирской области [8].
С малой родиной Д.И. Чернов связь не терял. В рамках проекта «Семейный альбом. Шуя моего детства», организованного редакцией шуйской газеты «Местный спрос», краевед Б.А. Сидоров в 2013 г. рассказывал: «О существовании фотокорреспондента ТАСС Дмитрия Чернова я знал с середины 50-х годов, но как он выглядит, не имел никакого представления. Как и вы до сего дня. Так вот он, который справа, с другом юности Леонидом Петровичем Охлопковым. Дмитрий Иванович, уйдя на пенсию, стал изредка посещать Шую. В первый же его приезд мы и познакомились. Высокий, статный, интеллигентный, он и рассказчиком был отменным. Съёмка с воздуха для него была нередкой в военную пору. Тогда он занимал место стрелка-радиста. И не требовалось никаких разрешений. А снимая Шую, заручились аж двумя. Одно от гражданской цензуры, другое от военной. И это, несмотря на то, что было "желание" Вячеслава Кочемасова[1]. А делалось это так. До взлёта заряженной плёнкой фотокамерой на земле снималось два кадра. Взлёт. Съёмка в воздухе, но один кадр должен остаться. Его снимают с приземлением. Плёнка обрабатывается… где-то. И с просмотром её даётся заключение – отдать негативы или нет… Так мне рассказывал Чернов» [31].
Некоторые из снимков Шуи и Палеха, выполненных Д.И. Черновым в 1971 г., иллюстрируют статью «Уникальные фотографии старой Шуи…», ссылка на которую уже дана выше. Небольшой рассказ о Чернове (он практически без изменений повторяется во всех электронных источниках) сопровождается здесь его фотографией вместе с Л.П. Охлопковым и целым рядом работ Дмитрия Ивановича. Здесь размещены также фотографии Шуи, сделанные Черновым с самолёта в 1944 г.
В сети Интернет встретился и рассказ Б.А. Сидорова о съёмке Шуи с самолёта, датированный 30 апреля 2013 г.: «Весной 1979 г., когда на паводок разбирались деревянные лавы, приходилось, идя с работы, делать большой круг. И вот в тот день, не доходя до поворота на большой мост, на небольшой высоте надо мной начал кружить АН-2. Ситуация была непонятная. А через неделю всё прояснилось. Я получил по почте большой пакет. В нём, кроме письма, было вложено фото размером 15×20. На обороте фломастером: "Любимый город. Борису Алексеевичу на долгую и добрую память. Дмитрий". Оказалось, зампред Совета министров РСФСР М. Кочемасов (так. – Авт.), узнав, что Чернов из Шуи, попросил его снять с воздуха Шую и Палех, дав ему самолёт» [28].
Недавно стало известно, что Можайское общество краеведов, проявляющее значительный интерес к личности Д.И. Чернова, фотографировавшего в начале 1942 г. освобождённый от немецкой оккупации Можайск, поддерживает связь с правнуком фоторепортёра. Так что нас ещё ждут очередные открытия.
1. Аэросанный пробег по северу РСФСР // Серп и молот. 1929. 22 февр.
2. Барсуков В.А. Иваново-Вознесенск–Иваново: история в открытках (советский период). [Ива-ново]: АД «Наша Родина», 2010. С. 107.
3. Больше товаров ширпотреба // Рабочий край. 1932. 23 дек.
4. Боярков Алексей. Из истории фотографии в Шуе [Электронный ресурс] // Старая Шуя. – Ре-жим доступа: https://vk.com/@staraya_shuya-iz-istorii-fotografii-v-shue (дата обращения: 23.12.2024).
5. Бригада-жюри. Растёт рабочий фотокор. Ито-ги октябрьского конкурса // Советское фото. 1931. № 9 (май). С. 204.
6. В Петербурге представили фотовыставку к 80-летию со дня окончания Сталинградской битвы [Электронный ресурс] // Рамблер Новости. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/troops/51169887-v-peterburge-predstavili-fotovystavku-k-80-letiyu-so-dnya-okonchaniya-stalingradskoy-bitvy/ (дата об-ращения: 23.12.2024).
7. ГАВО. Ф. Р-329. Оп. 1. Д. 254. Л. 3 (Чернов Д. Страница фотокора – конкретная форма руко-водства // Фотокор. 1931. № 7).
8. ГАВО. Ф. Р-329. Оп. 1. Д. 420. Л. 1–2, 34.
9. ГАИО. Ф. 858. Оп. 2. Д. 28.
10. ГАИО. Ф. 858. Оп. 2. Д. 29а.
11. ГАИО. Ф. Р-1265. Оп. 1. Д. 45. Фотография 2.
12. ГАИО. Ф. Р-2057. Оп. 1. Д. 336. Л. 35об.
13. Д.Ч. Слово за хозяйственность // Серп и мо-лот. 1924. 25 окт.
14. Евгенов С. Не повторяться, уметь находить новое! // Пролетарское фото. 1933. № 6. С. 2.
15. История на снимках. Школьница восстано-вила биографию фронтового фотокорреспон-дента ТАСС [Электронный ресурс] // ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/11303033 (дата обраще-ния: 23.12.2024).
16. «Контакт! (Ивановский аэроклуб)» [фото-графия] // Советское фото. 1934. № 7. С. 17.
17. Кристи Л. Фотоиллюстрации в «Огоньке» // Советское фото. 1940. № 4. С. 10.
18. Кто премирован и отмечен // Советское фото. 1930. № 17–18. С. 519.
19. Лоскутов С. На съёмках в Западной Бело-руссии // Советское фото. 1939. № 11. С. 5.
20. На призыв менжинцев // Советское фото. 1937. № 2. С. 4.
21. На самолёт «Арсений» // Серп и молот. 1924. 26 авг.
22. Наша хроника // Пролетарское фото. 1933. № 5. С. 32.
23. Наша хроника // Пролетарское фото. 1933. № 6. С. 30.
24. Наши ответы // Серп и молот. 1924. 1, 11, 15, 18, 27, 29 нояб., 2 дек.
25. Первая военная зима в объективе фотокор-респондентов (Музей обороны Москвы) [Элек-тронный ресурс] // Музейная Москва онлайн. – Режим доступа: https://museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/iss3_mom_3931762 (дата обращения: 23.12.2024).
26. Первые итоги соцсоревнования // Советское фото. 1940. № 6. С. 9.
27. Пламенный привет ХVIII съезду партии Ле-нина–Сталина! // Советское фото. 1939. № 3. С. 2.
28. Площадь Революции [Электронный ресурс] // Интернет-сайт «PastVu» – ретроспектива среды обитания человечества». – Режим доступа: https://pastvu.com/p/1669617 (дата обращения: 10.01.2025).
29. Рабочий край. 1932. 23 дек.
30. Семёнов Е. На трудном перевале (Итоги пер-вомайского конкурса) // Советское фото. 1930. № 17–18. С. 518.
31. Сидоров Борис. Привет от Чернова [Элек-тронный ресурс] // Местный спрос: еженедельное информационное издание Шуи и Шуйского района. – Режим доступа: http://www.mspros.ru/main?article=9440 (дата об-ращения: 23.12.2024).
32. Советская Прибалтика в фотодокументах // Советское фото. 1941. № 4. С. 14.
33. Советские фотокоры в Западной Украине и Белоруссии // Советское фото. 1939. № 10. С. 2.
34. Софронов Н. Грандиозная октябрьская фо-товыставка в Иваново-Вознесенске // Фотокор. 1931. № 7.
35. Тёмин В. Первые снимки с фронта // Совет-ское фото. 1939. № 11. С. 5.
36. Тихомиров А.М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. Ива-ново, 2022. С. 58.
37. Уникальные фотографии старой Шуи с са-молёта от Чернова Дмитрия Ивановича [Элек-тронный ресурс] // Старая Шуя. – Режим досту-па: https://vk.com/wall-184560481_21008 (дата обращения: 01.01.2025).
38. Фридлянд С. Становитесь фотожурналистами // Советское фото. 1934. № 3. С. 27.
39. Хроника // Советское фото. 1940. № 8. С. 32.
40. Чернов Д. За советскую фото и киноплёнку // Рабочий край. 1932. 3 нояб.
41. Чернов Д. На большой съёмке в Кузбассе // Пролетарское фото. 1933. № 6. С. 28–29.
42. Чернов Д. На производстве в Шуе // Серп и молот. 1924. 16 дек.
43. Чернов Д. Обсуждаем работу Союзфото. Развернуть соцсоревнование! // Фотокор. 1932. № 32(42). С. 2.
44. Чернов Д. Советские машины для торфораз-работок // Рабочий край. 1932. 29 дек.
45. Чернов Дм. В советской Бессарабии // Совет-ское фото. 1940. № 9. С. 11–12.
46. Чернов Дм. Год новых камер // Советское фото. 1934. № 7. С. 44–45.
47. Чернов Дм. Дунилово будет колхозным // Шуйский пролетарий. 1931. 8 янв.
48. Чернов Дм. За лучшую в мире плёночную камеру! Завод советских «Леек» в Харькове // Советское фото. 1934. № 4–5. С. 40.
49. Чернов Дм. Как сохранить у нас жилища // Серп и молот. 1927. 7 июня.
50. Чернов Дм. Клуб и ясли до сих пор не улуч-шили обслуживание // Шуйский пролетарий. 1930. 14 янв.
51. Чернов Дм. Наши рабочие Эдиссоны. Мы богаты такими людьми, надо их воспитывать // Шуйский пролетарий. 1930. 18 янв.
52. Чернов Дм. Опыт воздушной съёмки // Со-ветское фото. 1937. № 4. С 27–29.
53. Чернов Дм. Счастливая встреча // Советское фото. 1934. № 4–5. С. 24.
54. Чернов Дм. «Трудовая коммуна» впереди // Рабочий край. 1931. 9 мая.
55. Чернов Дм. Фото и кино в руках молодёжи // Серп и молот. 1929. 28 марта.
56. Чернов Дм. Эпизоды // Советское фото. 1939. № 11. С. 6.
57. Чернов Дм., Кислов Ф. В советской Прибал-тике // Советское фото. 1940. № 12. С. 13.
58. Ч-ов. Женщины безбожницы // Шуйский пролетарий. 1930. 14 янв.
59. Ч-ов Д. Освободите нас // Шуйский пролета-рий. 1930. 15 янв.
60. Ч-ов Дм. Медицинский осмотр необходим. Надо прислушаться к голосу ткачей // Серп и молот. 1927. 7 июня.
61. Юнкор Д.Ч. Вешалки необходимы // Серп и молот. 1924. 4 окт.
Библиографическая ссылка
Ю.В. Андреяненков, Г.Г. Мозгова, С.И. Цейтлин ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ЧЕРНОВ: ОТ ЮНКОРА ШУЙСКОЙ ГАЗЕТЫ ДО ФОТОРЕПОРТЁРА ТАСС
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/125-1085 (дата обращения:
13.09.2025).