На пути к гражданскому обществу
Электронный научный журнал

Культурология
МЫСЛИТЕЛЬ. СВЯЩЕННИК. ПОЭТ
Е.В. Шелкопляс 1

1.

Фундаментальная монография известных российских культурологов Вячеслава Петровича и Жанны Леонидовны Океанских «Прохождение вод: Неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова» вышла в свет в 2022 году.  В этой, без преувеличения, ярчайшей новой книге современных отечественных ученых осуществлен глубокий и многосторонний герменевтический анализ ключевых идей религиозно-философского наследия отца Сергия Булгакова.

Это не простой труд, знакомство с его сутью предполагает участие в его осмыслении читателя высокого уровня подготовки в области культурологии, философии, филологии, истории, русской религиозной философии и психологии. Целью работы ученых не является популяризация уже достаточно известных положений поставленной проблемы, она ориентирована на новое, глубокое понимание социальных и духовных процессов, развивающихся в истории российской культуры в общем контексте осмысления глобальных культурных трансформаций Нового времени, их цивилизационных и пневматологических перспектив.

В центре авторского внимания находятся широкий круг важнейших вопросов - метафизика родины и хозяйства, философия имяславия, «этоса», который в античной философии первоначально обозначал «совместное жилище», кризисология эгологического начала и разума человека, софиология как богословие кризиса, крушение православного царства, искушение католичеством, вопросы мариологической иконографии, экклезиологический раздел христианского богословия, изучающий природу и свойства Церкви, космизм, символический маринизм и апокалиптическая христология, софиологическая герменевтика русской словесности в моделирующем представлении культурно-цивилизационной динамики, а также криптогерменевтика самой Софии. философия русских писателей,

Авторы монографии в полной мере учитывают тот факт, что любые явления объективного мира являются относительными истинами, динамичными во времени и коррелятивны феноменам индивидуального и коллективного человеческого сознания. Так, во введении к «Закату Европы» О. Шпенглер пишет: «Для настоящего знатока людей не существует абсолютно правильных или ложных точек зрения». «Нет никаких вечных истин. Каждая философия есть выражение своего, и только своего, времени». В другом месте этой работы он утверждает: «Общечеловеческой морали не существует… Существует столько же моралей, сколько и культур…» [4].

Как и моих, коллег, очень близких по духу мыслителей и автора этой рецензии, антрополога, психолога, психотерапевта, философа, давно и серьезно волновала тема софийности в русской культуре. Представляется важным пояснить значимость этой темы на протяжении всей истории развития христианства в процессах духовного развития европейской культуры, которое отвергало гностические учения о Софии. Гностики определяли Софию, как один из младших эонов, порожденных Абсолютом. Изначально, наивная и не опекаемая, не ведая своей миссии, София Пруникос, т.е. «вожделеющая», своевольно выпала из Плеромы, полноты духовного мира, и сама произвела Ялдабаофа, несовершенного Демиурга материального мира, считавшего себя творцом реальности и не знающего Абсолюта.    Однако, Плерома спасает Софию, посылая ей пару - жениха и мужа, гностического Христа. В итоге София приобретает статус Софии Пистис (от греч. «вера», «мудрость»). В этом отражается суть гностического мифа о начальном падении и последующем возрождении женского сакрального начала, Пистис Софии [2].  

Известно, что многие представители интеллектуально-философского сообщества России начала ХХ века предполагали, что духовное возрождение человечества вскоре может знаменоваться новым сакральным событием, - вслед за прошлыми   приходом к людям с Ветхим, а затем Новым Заветом Бога Отца и Бога Сына, явлением третьей ипостаси Бога - Духа Святого, в лице Софии, Премудрости Божией.

Отец Сергий Булгаков утверждал: «Мир – есть «Тварная София», которая отличается от Божественной Софии иного рода бытием, бытием в становлении… История осуществляется на путях человеческого творчества. Внутренняя сила этого творчества содержится в «тварной Софии», заложенной в человеческом существе. Человек, часть Мира, при создании, потенциально уже богочеловек, но раскрывается его богочеловечество тогда, когда человеческое творчество соединяется с Благодатью, «София Тварная» – соединяется с «Софией Божественной» София же, есть душа мира и его первообраз, собрание идей или «божественных замыслов», отвечающих каждой из вещей и явлений мира, она «просвечивает» в мире «как разум, как красота, как хозяйство и культура». «Между человеком (человечеством) и Софией существует неразрывное живое общение. Природа человекообразна, она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и через нее воспринимает и отражает в природу умные лучи божественного Логоса, через него и в нем природа становится софийна. Мир идей, содержащийся в Софии, представляет собой предельное задание, норму, закон жизни для всего существующего в «тварном мире». Назначение человека — открыть софийность в себе и мире. Здесь вступают в свои права социальная и гуманитарные науки, которые при правильной методологической обоснованности дают перспективу познания, достижения «тварной Софии». Задачей социальной науки, согласно С. Н. Булгакову, является «установление и причинное объяснение действительности, представляющей арену нравственной деятельности» [1].

Одним из первых С. Н. Булгаков снимает противоречие между религиозным и рациональным способами познания Мира; сегодня – это распространенный взгляд на природу вещей. Авторы монографии убедительно обосновывают разносторонность и целостность восприятия Бытия русским священником, ученым, человеком высочайшей духовности - отцом Сергием Булгаковым, который воспринимает Реальность целостно, как мыслитель, священник, поэт.

Известно, что в культуре познание Бытия главным образом, представлено тремя основными направлениями и формами - верой, наукой и искусством.

Разрабатываемая нами с восьмидесятых годов минувшего столетия «теория оптимума развития» (ТОР) дополняет концепцию «холистической герменевтики» В. П. Океанского в качестве системно-холистического междисциплинарного подхода к пониманию бытия человека, социума и развития духовной жизни исторического человечества.  ТОР уделяет особенное внимание рационально-логическому, логосному аспекту восприятия той реальности, которая отражает ее восприятие и эпистемно-ноосферное толкование, существующее в каждую культурно-историческую эпоху.  Основываясь на двух указанных и дополняющих масштабных подходах, хорошо отраженных в научных публикациях авторов, на протяжении ряда лет функционирует созданная ими «Лаборатория макрокультурных исследований». 

В настоящее время «теория оптимума развития», которая пока не имеет аналогов за рубежом и в России, обнаруживает значительно более высокую эффективность в сравнении многими западными подходами в различных аспектах психологической и социальной  практики, что объясняется ее принципиально иными культурно-философскими основаниями, базирующимися на исторической российской традиции ТОР представляет собой масштабную и развитую теоретическую концепцию, которая в 2018 г. была опубликована в двухтомной монографии «Введение в теорию оптимума развития. Принципы, анализ социальных процессов, образ будущего» [3].  Она получила признание в российских профессиональных и научных кругах[1].

Выход монографии «Прохождение вод» стал причиной подготовки к публикации нового, третьего тома ТОР – «Развитие, как стремление к холизму. Противоречия и системная гармония элементов целостности Бытия». Она развивает прямо не сформулированную, в монографии В. П. и Ж. Л. Океанских, но отчетливо прописанную в ее содержании идею – о высочайшей роли женского начала в Бытии, как сакрального, так и земного, идею принципов поиска всеобщей гармонии мужского и женского оснований всех сущностей мира.

Тезисное изложение некоторых личных взглядов автора ТОР, на тему развития целостной гармонии противоположностей Реальности может быть представлена следующим образом.

  • Существует шесть, дополняющих друг друга, типов конституционально-адаптационных психических системных типов психосоматической организации человека – яркие и умеренные интро-центроверты.  В число различий типов входят и мировоззренческие особенности.
  • Начало начал Бытия. Изначально Бытие возникает лишь после того, когда появляется Неоднородность Реальности, которая существует, в тот момент, лишь для Абсолюта, т.е. еще до Творения, с момента появления Его Замысла о создании Мира.
  • Замысел, т.е. «Творческий План Абсолюта, порождающий Новое, Несуществовавшее», неизбежно рождает «Различие», которое есть градиент (от лат. gradiens - шагающий) между «Уконом» («Небытием еще пустым, бесплодным») и «Меоном» («Небытием, в котором уже зародилась Идея Творения Бытия», своеобразная «беременность Идеей Творения Бытия»).
  • Это изначальное духовное, т.е. информационное различие столь грандиозно, что приводит к появлению соответствующего количества новой сущности – колоссальной и сверхдинамичной, еще не имеющей постоянной формы Энергии. Это состояние Бытия, которое современная физика трактует как начало Эволюции Вселенной, наиболее близкое, по времени, к Большому взрыву.
  • В физике известно, что «тор» – одна из главных форм организации энергии и материи и в макро, и в микромире, это «дыхание Вселенной», оптимальная (стабильная) форма энергетических вихрей.
  • Эволюция Энергии в Метабытии. Особенностью этого начального периода Эволюции, является избыточность мощи новорожденной, первичной энергии Бытия, препятствующей, вследствие этой избыточности энергии, формированию устойчивых систем первоэлементов. По сути, первоначальное, раннее Бытие, имеет форму почти безбрежной и стремительно меняющейся, «бурлящей и кипящей», сверхдинамичной Энергии, которая не позволяет формироваться устойчивым и сложным связям первичных систем элементов Бытия, даже на уровне элементарных частиц и атомов вещества.  Это явление, именуется в ТОР «Горячим Хаосом».
  • Для стабильности и гармонии развития материального мира необходим всеобщий оптимум его энергетического обеспечения. «Холодный Хаос», именуемый «Энтропией», достигающей в «конце времен» своих максимальных значений в Бытии, как и во всем ином, противопоставлен в Эволюции Мироздания «Горячему Хаосу».
  • Второй закон термодинамики, экстраполируемый на Вселенную, позволяет предположить в далеком будущем конечное угасание всех имевшихся в ней энергий, т.е. ее «тепловую смерть» и возможность «фазового перехода» от процесса расширения к нарастающему сжатию материи во «Вселенской черной дыре»,  возможно, слившейся из множества существовавших,  в единую, финальную.
  • Универсальный закон «парной комплементарности» неизбежно противопоставляет «черным дырам» их противоположность – «белую дыру». «Белая дыра» – это гипотетический физический объект Вселенной, внутрь которого ничего не может попасть. Из «белых дыр» материя только выходит наружу.
  • «Белые дыры», в отличие от уже обнаруженных наукой, реально существующих «черных дыр», которые затягивают в себя все, в том числе и свет, пока обнаружены только в теории: это математическая концепция, представленная в общей теории относительности А. Эйнштейна.
  • «Начальная материальность Бытия» рождается лишь тогда, когда возникают стабильные «противоположности» и устанавливаются их гармоничные отношения («законы Бытия»).      Тогда появляется феномен четкого «различия» форм Бытия и связи его элементов, т.е.  системности.    В ту эпоху проявляется общая гармония развития отдельных сущностей, Эволюции в целом.
  • Расширение (охлаждение) «новорожденного Бытия», Вселенной, в пространстве позволило Эволюции, приступить к созданию достаточно устойчивых и развивающихся форм материи,  постепенно переходя от «идеального», основанного на «Идее» (однокоренного понятия), рожденной из «Абсолютной Информации», к  «материальному» уровню Бытия (материальное – однокоренное слову «мать» - «родительница, рождающая,  порождающая») энергетическому, затем квантово-энергетическому (до атомному  и до  химическому) состоянию Бытия.
  • Далее эстафета передается более стабильным формам Бытия – элементарным частицам, атомам и соединениям химических элементов, биологическим структурам, разуму, ноосфере, духовно-информационной сфере (пневматосфере), всей последующей эволюции Бытия, которая закономерно, телеологически, по Замыслу, приводит к новому слиянию Материального Бытия с Абсолютом в «точке Омега», к Богочеловечеству.
  • О сохранении человечества в период фазового перехода Вселенной. Способом специфического выживания в такой ситуации ТОР считает возможность сохранения человечества в форме особой информации, которая, как семя, позволит ему возродиться в новой реальности. 
  • Условием такого спасительного «перехода» является постоянное движение к «точке Омега» Пьера Тейяра де Шардена, в которой холистическое ноосферное знание, приобретенное человечеством, станет достаточными для преодоления даже такого, вселенского испытания.
  • Вера — природное свойство людей, принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума, обобщенное представление человека об устойчивости, надежности, упорядоченности явлений окружающего мира, включая людей и себя самого.
  •  Религия (от лат. religiō) — «связанность клятвой, верой»; «святыня» 
  •  Форма веры. Система взглядов, основанная на снижении роли чувственно-рационального сознания человека и вере в непостижимое, сверхъестественное.  Создает свод моральных норм поведения, обрядов, культовых действий. Объединяет людей в религиозные общины.
  • Наука — деятельность, направленная на выработку и систематизацию рациональных знаний о Мире. Вместе с религией и культурой также рождает новую систему культурных норм. 
  • Вторым, религиозно-аксиоматичным исходным посылом ТОР, в понимании возникновения и развития Бытия, является принятое в христианской религии утверждение о том, что Бог - есть Любовь.
  • С логической точки зрения, «Любовь» - есть отражение качества метасистемности, всеобщей связи (на уровне квантовой механики  проявляющейся во всеобщей «запутанности», мгновенной связанности парных частиц, находящихся  на любом конце Вселенной), «Гармонии Целого», нерушимой информационной, по сути, почти духовной связи, объединяющей в развитии все подсистемы и элементы Бытия. 
  • Скорость света – предел лишь в материальном мире. В Мироздании целостность его элементов обеспечивается абсолютной, беспредельной и постоянной связью. Возможны ли ограничения для Абсолюта? Безусловно нет. В том числе, и скоростью света, т.к. это препятствовало бы системной связанности и взаимодействию частей Мироздания, которое есть вечная Единая Целостность, где связь его элементов непрерывна и абсолютна. Понятие скорости связи не адекватно такой сущности.
  • Любовь к своему Творению, как к Целому, – важнейшее качество, свойство Абсолюта, которое ему имманентно, т.е. внутренне и изначально присуще.
  • «Разрушение», «Распад», «Падение», Зло. Эгоизм и Безразличие к иному, Другому. Это ситуация Люцифера, Денницы, «от-падшего» от Отца, Создателя. До своего падения, он был светлым и добрым ангелом
  • Исходно, не обладая полнотой совершенства, свойственной лишь Богу, впав в инфантильную пустую гордыню, он поддался соблазну (ст.-слав. блазнъ - «ошибка», «мерцание», «блеск», «отражение», «иллюзия», «галлюцинация»), искушению желать Славы Бога. В итоге, из высшего херувима он превратился в духа злобы, стал внешне могучим, но, по сути, ничтожным «Князем Тьмы», по существу, глубоко несчастным, «печальным демоном, духом изгнания», метафизическим невротиком.
  • Отделившись от Отца Небесного, он выбрал не гармоничную связь с ним, основанную на взаимной любви «породившего» и «порожденного», а вступил в противоборство со своим Отцом Небесным. Став эгоистичным («само-влюбленным»), он превратился (повернулся в противоположное состояние) в олицетворение Зла, обратился дьяволом (от лат. (греч.) diabolis,; из dia - «через; раздельно» + vallo бросать, кидать) и был изгнан из Небесного Отечества.
  • Разрушение «Иного» обладает колоссальным потенциалом порождения Зла, оно способно вести к «Взаимоуничтожению» и возврату в «Небытие» …
  • Основные социальные проявления эгоизма и нравственного сатанизма. Это ориентация на короткие мотивы бытия и влечения, игнорируя социальные и духовные смыслы жизни человека и социума, которая неизбежно ведет к гибели личности, рода, социума. Готовность к неэтичным и безнравственным, дисгармоничным и вредным для физического и душевного здоровья способам и путям достижения эгоистических целей – отвержение веры в достижимость любви и высших смыслов бытия, ложь, подлость, цинизм (от от др.-греч. «κυνικός» - «собачий», например сведение трех уровней смыслов любви к ее физической стороне – т.н. «собачья любовь»), жадность, стяжательство, чревоугодие, извращения, насилие и т.п.      
  • Это ориентация на короткие мотивы бытия и влечения, игнорируя социальные и духовные смыслы жизни человека и социума, которая неизбежно ведет к гибели личности, рода, социума. Готовность к неэтичным и безнравственным, дисгармоничным и вредным для физического и душевного здоровья  способам и путям достижения эгоистических целей – отвержение веры в достижимость любови  и высших смыслов бытия, ложь, подлость, цинизм (от от др.-греч. «κυνικός» - «собачий», например сведение трех уровней смыслов любви к ее физической стороне – т.н. «собачья любовь»), жадность, стяжательство, чревоугодие, извращения, насилие и т.п.
  • Виды социального эгоизма (отрицания всеобщего единства элементов систем Бытия). На государственном уровне - национализм - принцип превосходства над другими, основанный на представлениях о единой национальной идентичности и общих социальных характеристиках - культура, язык, религия, вере в общую историю, политика, соответствующая этому представлению. На уровне культуры и религии - ксенофобия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — нетерпимость к чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как неприятного и опасного. На уровне познания Мира - антропоцентризм - (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек и лат. centrum — центр) — философское мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий
  • Второй вариант выбора принципов Бытия. Гармония, Системность, Любовь. Второй возможностью взаимодействия сущностей - является возникновения Гармонии Сущностей, Системности, «Любви», того следствия Творения, которое приводит к «Рождению Нового», более высокого качества сущностей в Соединении, Развитии, Гармонии Бытия.
  • Суть Любви - стабильная системная связь, Гармония взаимодействия дополняющих сущностей, прежде всего – людей.
  • Другой – это будущий Друг
  • В ответе на вопрос фарисея о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос назвал наибольшими 2 заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. — Мф. 22:37—40. Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»
  • Гендерные свойства любви. Донорами в Любви являются женщины, мужчины – реципиентами.   В Замысле – наоборот. Женщина, мать, материя («порождающая»).  -  по своей природе переполнена интуитивной, сердечной любовью, готовностью к гармоничной связи, основанной на отдаче, дарении себя.  Ей важно найти приемлющие любовь существа ... Мужчина – рассудочная ипостась человека, рождающего идеи, замыслы, планы, т.е. исходно не материальные сущности.  Эти выводы - нужно передать обществу и показать формы достижения гармонии в многоуровневой системе любви, от внутриличностной гармонии, до семейной, рода, социума, исторического человечества, ноосферного восхождения в точку Омега.
  • Абсолют. Представление познания о неперсонифицированной сущности, обобщающее ряд понятий - Вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, единое, всеобщее, безначальное, бесконечное, противостоящее всякому Бытию относительному и обусловленному.
  • Бог – Творец бытия для человека. Сверхъестественная, непознаваемая творящая личность, создающая мир, дающая ему законы, а людям, соблюдающим их, – Благо. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта. Меона, возможности появления Бытия.
  • Абсолют и боги различных культур.
  • Культура.  Понятие происходит от слова «культ», - религиозного поклонения (верования и обряды), сложившихся ценностей, норм, обычаев, знаний порождающих умений, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации.
  • Различия религиозной метафизики социальных систем происходят от различий природной среды, существования ограничений в общении с другими социальными системами, различий ранних мифологических систем, различий личностных свойств духовных лидеров социума, создающих несовпадающие метафизические системы
  • Нужно ли Богу Бытие? Без существования различия с иными сущностями – в принципе не существует ничего.
  • Бог, Метасущность, без создания материального мира, противоположности себе, - он не представим для человека, ибо нет никакой информации и энергии потенциального взаимодействия противоположного. 
  • Универсальным законом Бытия является гармония взаимодействия противоположностей, их дополнительность, комплементарность. В жизни человека такая гармония именуется Любовью.
  • Следствия утраты и восстановления гармонии развития личности, рода, социальных систем.  Эгоизм, как разрушение системности бытия, неизбежно способствует ранней гибели человека, рода, народа, цивилизации, культуры ... Это главная опасность для существования человечества.
  • Эгоизм введет к выпадению из системы любви и поддержки, Падению вниз, к разным уровням «Преисподней», вплоть до квантового уровня, где, на одном из них, соответствующем уровню падения, будут формироваться новые, гармоничные, эволюционирующие сущности.   
  • Духовно-нравственный путь способствует Восхождению, элевации личности и социальных систем, надежному Бытию в Будущем.
  • Современная гуманитарная и точные науки полагают, что индивидуальность может рассматриваться как информационная и энерго-волновая сущность.       При постоянном изменении биологического, химического, физического и квантового уровней индивидуального, как может сохраняется стабильная неповторимость? Явно за счет внешних, информационных, т.е. духовных, системообразующих, телеологичных, реализующих Замысел   факторов, суть которых пока не известна.     
  • Взаимодействие духовно-информационного и энерго-материального миров. Переход Замысла, т.е. системно задуманной Абсолютом информации, через Энергию, в виде стремительно флуктуирующей квантовой, до физической и до химической формы Бытия, в относительно стабильные материальные формы химико-биологического и социального характера и, в эволюции Бытия, торообразно вновь восходя на более высокий духовный уровень, к «точке Омега».     
  • Любовь как способ достижения высшей системности и целостности
    Обновление является способом достижения Бессмертия после изгнания, прежде постоянно бессмертного (богоподобного), человека из Рая.
  •   Генетическая «реинкарнация» существует практически во все времена, отражая непрерывность эволюции Бытия, хотя учение о реинкарнации и было осуждено Церковью в 553 г. на втором Константинопольском Вселенском Соборе.  
  • Новое материальное воплощение человека возможно лишь солидарно, в союзе любви мужчины и женщины. Реинкарнации могут быть бесконечными в поколениях родов человеческих, гармонически восходя в познании к точке Омега (Пьер Тейяр де Шарден), где человек сможет создавать Новые Миры.
  • Единство сущностей Мира (взаимосвязь, взаимозависимость «частей» и «целого») заключается в происхождении, в первоисточнике Бытия, его Законах и Замысле развития Мира, в телеологическом Единстве  процесса созидания отдельными      сущностями Будущего Мира, в  текущем творчестве  актуальных  сущностей  – через выбор и реализацию Общей Цели,   осознаваемом Будущем – Мечты и Замысла, в «Любви» –  творение Единства комплементарных сущностей, гармонично  возрастающего  в реализации всеобщего Замысла.
  • Условия целостной реализации Смыслов Бытия.   Познание Истины и избавление от Иллюзий. Выполнение условий Всеобщих Законов Бытия и его производных. Главная цель бытия человека – бытие в Будущем, бессмертие (мистическое - рациональное - холистическое).
  • Скользящая в будущее гармония взаимодействия Человека и Мира – оптимальная модель развития социума.
  • Любовь – признак возможной и реализуемой гармонии сущностей.
  •   Философское исследование основывается на сознании и рациональном, планируемом мышлении. Философия позволяет противопоставить человека Миру и сравнить их позиции.
  • Искусство является способом исследования неизвестного при помощи художественных образов, рождаемых интуитивными, т.е. неосознаваемыми порывами. Искусство помогает людям сливаться с Миром.
  • Вселенная и Человек – элементы единой Метасистемы, активно взаимодействующие и «участвующие» в эволюции Бытия
  • В чувственных и логосных формах бытия человека Абсолютная идея познает себя с помощью науки, искусства и религии 
  • «Любой путь к знанию – это путь к Богу – или к Реальности, какое слово ни предпочитай использовать». А. Кларк
  • Условие реализации мечты.  Началом человеческого «творения» является мысль, Замысел. С момента, когда ранее «немыслимое», начинает осмысляться, преодоление границ «возможного» становится практически неизбежными и лишь вопросом времени.
  • Следствия открытий в квантовой физике. Реальность — есть результат взаимодействия человека с Миром. Это проявление универсального закона Всеединства, взаимодействия сущностей Мироздания. Возможно, мы стоим на пороге создания новой научной парадигмы, которая объединит физическое и ментальное начала в единую теоретическую структуру.
  • Любовь как системная связь. Это всеобщее явление – от Любви Абсолюта до Любви Человека
  • Существует ли предел эволюции человека? Нет. Условием является сохранение и целостное развитие гармонии взаимодействия человека со всеми системами Бытия в его Эволюции
  • Лидер, идея, компетенция в ее реализации. Всякая Система, Целостность, существуют только при наличии общей для Системы Идеи, указывающей на гармонично развивающуюся Цель, Главный Замысел.  К Цели, в реализации большой Идеи, Замысла, всю Систему, Целостность, ведет Лидер. Абсолют, Отец Небесный, ведет Мироздание к реализации своего, самого грандиозного в Бытии, Замысла
  • Лидер семьи – Патриарх, ведет семью и род к реализации сценария гармонии развития, позволяющего роду жить в самом дальнем Будущем
  • Добро – соответствие гармонии высших и личных смыслов бытия.
  • Зло – противоположность.
  • Любовь – гармоничная связь сущностей. Высшая любовь – обладает всеобщим, целостным характером и бесконечной сложностью.
  • Эгоизм – антисистемность, одно из важнейших проявлений зла, порождающее обман и насилие.
  • В. Соловьев: Любовь – не есть только лишь сфера частной жизни. Любовь значима для жизни общественной. Любовь укрепляет интерес человека к социальной жизни, пробуждая у него заботу о других людях, вызывая душевный трепет и изъявление высоких чувств. Это происходит потому, что любовь проявляется как внутренняя, чисто человеческая потребность «отдать самого себя» другому человеку и одновременно сделать его «своим», а в эмоциональном пределе и «слиться» с ним.
  • Принцип конструктивного социального лидерства - объединять и направлять.
  • Самооценка человека - стержень личности, подобный стволу дерева. Она наполняется позитивными и негативными факторами извне.  Питают самооценку – любовь, уважение, доброжелательность. Губят – равнодушие, зло, подлость.
  • Цена безнравственности и бездуховности. «Любовь отринута, душа уволена, ничто не истина, и все дозволено…» Хассан Ас-Саббах.  
  •  Волны Рода. Миссия гендерных начал. Вода – архетипический символ жизни.  Ее волны – отражение основных этапов существования личности – рождение, подъем, пик, спад, уход, смена новой материальной волной, потомками. Женская миссия – развитие материального бытия, рождение новых поколений рода, народа, общества, человечества … Мужская - развитие духовного и социального бытия, передача женщине духовной информации о Замысле развития, о необходимых будущих поколениях людей
  • Общие принципы ноосферно-холистической элевации и целостной гармонии развития. Новая многоуровневая модель построения гармоничного и целостного развития человека и человечества.
  • Первичным этапом такого развития должна стать модель гармоничной семьи.  Это потребует нового осмысления роли женщины в семье, обществе, развитии человечества
  • Новая модель гендерной и социальной гармонии может искать часть своей основы в ранних культурных моделях иерогамии, гностицизма, а также в русской софиологии ХХ века.
  •  Восхождение в точку Омега? Передача эстафеты развития?  Если человек – сын Божий, сын Природы (порождение Миропорядка).    Если культура - вторая, искусственная, природа - (Н. Бердяев).   Если технический (искусственный) интеллект – сын человеческий, то не поступит ли внук Бога с человеком, как тот с Богом, т.е.  – отринет его?  Или новый, технический (искусственный) интеллект, в созданной человеком   культуре, дополнит его  в движении к «точке Омега» через гармонию иерархии познания во Вселенской Эволюции?
  •   ТОР полагает, что Человеку в перспективе развития Холистической Ноосферы дано соединить в Гармонии Неосознаваемое, Сознание и Сверхсознание Бытия
  • «Главный смысл Бытия человека – БЫТИЕ В БУДУЩЕМ». Этот принцип определяет крайнюю важность понимания причин происходящих изменений, различий сегодняшних и будущих общих законов и правил бытия в обществе и Мире
  • О роли познания законов Бытия. Абсолютная надежность в повторении событий, подчиненных Закону. Возможность прогнозирования событий, подчиненных Закону. Возможность гармонизации действий человека с требованиями всеобщей Системы Законов Бытия
  • Система законов от человека до Абсолюта целостна. Это нужно увидеть и привести в осознаваемое единство
  • Мыслители – коллективный интеллект общества, рождающий новую идею целостного гармоничного развития. Они обязаны посвятить и повести общество как лидеры, насытить, обеспечить социум принципами гармоничного развития.
  • Уровень непознаваемости сути психологии и философии духовности и душевности частично снижается при развитии науки. Современная теология способна интегрировать эти новые знания.
  • Повседневные стереотипы мышления и поведения   выглядят как подобие законов высокого уровня, но они часто ошибочны
  • Серьезнейшая ошибка современного человека заключается в предположении, что он не заслуживает любви Бога, людей, близких. Ему ошибочно внушили, что нужно защищаться от всех, включая Бога … На деле требуется открываться, постепенно, проверяя и привыкая к радости открытости, рождающей любовь.  
  • Для человека Ад существует только здесь, в душе Он бессмысленен в Царствии Небесном.  Бог есть Любовь. Он не может быть мстительным, это абсолютно не логично. Все в Его воле и Его руках.  Погибших тут - он спасает в ином мире.
  • Суть перемен на пути к Обществу гармоничного развития. Это формирование новых целей и способов развития, новой метафизики бытия, культурно-цивилизационных норм, идеологии
  • Серафим Саровский заявлял, что Россия станет духовным маяком для всего человечества на протяжении веков. По его мнению, любые невзгоды и испытания не сломят страну, а лишь сделают её сильнее и выносливее.
  • Сегодня Россия способна и должна явить миру новый тип гармоничного человека и гармоничного общества, образец для подражания, вновь стать лидером духовного, социального и экономического развития. Направление перестроения нашего общества, его сохраняющуюся в культуре мессианскую функцию может быть определено принципом: сегодня в России Бытие есть принятие Ответственности и призвание к Гармонии. Сегодня в России Бог! Так уж получилось…  Это выбор Истории!
  • Ощущение, что тебя любят по-настоящему, дает силы любить весь мир

 

Мы полагаем, что выход блистательной монографии В.П. и Ж.Л. Океанских «Прохождение вод», является не только новым большим вкладом в современную культурологию, но и мощным, возрастающим  в своем влиянии на культурную среду,  импульсом для размышлений и действий многих мыслящих людей, стремящихся принимать на себя собственную часть ответственности за холистическую элевацию человечества, за реализацию его духовного и нравственного пути в будущее.

©Шелкопляс Е. В., 2025

 


 

 

 


Пристатейный список:
1.	Булгаков С. Н.  Философия Хозяйства. – М. Институт русской цивилизации. 2009. – 464 с.
2.	Йонас Х.   Гностицизм. – М., изд-во: Лань, 1998.
3.	Шелкопляс Е. В.  Введение в теорию опти-мума развития: принципы, анализ соци-альных процессов, образ будущего: моно-графия (в двух книгах); Институт разви-тия, изучения здоровья и адаптации чело-века, Лаборатория макрокультурных ис-следований [и др.]. – Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2018.
4.	Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мор-фологии мировой истории. – М., «Мысль», 1993.  


Библиографическая ссылка

Е.В. Шелкопляс МЫСЛИТЕЛЬ. СВЯЩЕННИК. ПОЭТ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/125-1088 (дата обращения: 09.10.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 46 | За неделю: 46 | Всего: 46


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System