Мы живем в эпоху развития «всемирной паутины» – сети «Интернет», что ускоряет процессы глобализации. Любое явление, может нести возможности и угрозы и феномен социальных сетей не исключение. На начальных этапах развития интернет пространства, в эпоху так называемого Web 1.0, генерация контента была возможна только людям со специальными навыками и возможностями – программистам. Но на смену первой эпохе пришла вторая и сейчас уже на подходе третья – эра мета вселенных.
Web 2.0 характеризует доступностью любого пользователя на специальных площадках – социальных сообществах (соцсетях) выражать свою точку зрения с помощью аудио, видео, текстового формата сообщения. Автор сам является активным пользователем социальных сетей, и транслирует свою гражданскую позицию, православное мировоззрение, с помощью телеграмм канала «Дорога в Храм» [5] и страницы в сообществе в «В контакте» ВК.
Развитие интернета способствует и тому, что культура все больше переходит в «цифру». В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в периоде 2019 по 2024 годы реализовывался национальный проект «Культура». В рамках национального проекта «Культура» реализуется Федеральный проект «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» («Цифровая культура») [14].
В рамках этого появляются «виртуальные концертные залы, онлайн-трансляции на портале Культура РФ [8], развитие Национальной электронной библиотеки, виртуальные музеи и мультимедийные гиды, другие проекты с использованием цифрового пространства» [9]. Активно идет оцифровка фондов государственных архивов. Правительство РФ обязало государственные органы создать официальные страницы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» [26].
Русская Православная Церковь также формирует свое отношение к развитию цифровых технологий. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2013 г. постановил, что «…считает важной работу по наполнению информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находятся проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности» [21]. В постановлении Архиерейского Собора 2017 г. отмечалось: «Все большее распространение получают такие формы личного общения и распространения информации как социальные сети и иные средства интернет-коммуникации. Эти инструменты и их использование для сообщения людям церковной проповеди требуют особого внимания и подхода, который, в частности, нередко предполагает личное общение с собеседниками. Поставленная прежними Соборами задача обеспечения содержательной миссии в социальных сетях (см. пункт 44 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года, пункт 20 Постановлений Архиерейского Собора 2016 года) все еще требует выполнения» [22].
Специалист аппарата Межсоборного Присутствия и контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии Е. Е. Жуковская разработала рекомендации к освещению в епархиальных и региональных СМИ решений Органов церковного управления [33]. В предисловии к ним отмечалось, что «…к 2013 году в каждой епархии Русской Православной Церкви есть или подразделение, отвечающее за взаимоотношения с медиасообществом, или ответственный за информационную деятельность сотрудник» [33, с. 4].
С одной стороны, как подчеркивал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «…виртуальная миссия не может подменять собой приходскую работу, но должна лишь ее дополнять» [13]. При этом сам он имеет аккаунты в социальных сетях [16, с. 92].
В 2011 г. Управление делами Московской Патриархии и Синодальный информационный отдел разработали «Стандарт присутствия епархий Русской Православной Церкви в Интернете» [30].
В 2023 г. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массой информации разработал «Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб» [27]. В них, в частности, отмечалось, что «Согласно статистическим данным, большая часть современных людей (особенно молодежи) тратит на пребывание в социальных медиа значительную часть своей жизни. Следовательно, для православных христиан необходимость работы в соцсетях обусловлена заповедью Христа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). ˂…˃ Одна из основных целей соцсетей — передача информации, что может служить цели христианской миссии. Более того, соцсети дают бесспорные преимущества по сравнению с условиями евангельской проповеди прошлых веков – скорость распространения и охват аудитории» [27].
В 2007 г. Издательский совет Русской Православной Церкви выпустил справочник-путеводитель «Православный интернет» [12], в котором его автор-составитель К. В. Лученко заявляла, что «интернет, как ни один медийный канал адекватен информационным нуждам Церкви» [12, с. 9], мотивируя это утверждение гибкостью и разнообразием форматов, которые могут быть на интернет-площадках.
В. Г. Писаревский в своей диссертации, посвященной активности православных интернет-сообществ, выдвинул гипотезу, что «православные интернет-сообщества ВКонтакте, существуя одновременно в контексте и информационного, и постсекулярного общества, будут оказывать существенно большее влияние и на свою аудиторию и на аудиторию социальной сети ВКонтакте в целом через большую вовлеченность в распространение контента данных сообществ и практическую реализацию модели социального взаимодействия онлайн-офлайнонлайн» [20]. Т. В. Качала обращала внимание на то, что православные сайты могут быть «небольшими, средних размеров и огромными интернет-порталами (например, сайт Сретенского монастыря "Православие.ру")» [7, с. 78].
Говоря о портале «Православие.ру», можно отметить и его большой потенциал в сфере развития православной культуры. Так, «К наиболее просматриваемым и комментируемым публикациям 2021 г. относится 18‑серийный документальный фильм "Гибель империи. Российский урок" [4] о революционных событиях Февраля 1917 года, который с 22 марта этого года начал показ телеканал "Россия 24". Автор фильма, глава Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), поставил своей задачей помочь зрителю задуматься, может быть, изучить те факты, которые привели к краху империи» [31].
Некоторые православные интернет-порталы, широко освещающие культурную проблематику, выходят за рамки сугубо религиозной тематики своего контента, обращаясь к общественно-политическим вопросам. При этом они могут стоять на принципиально разных идеологических позициях – например, «Русская народная линия» [28] на строго патриотических, а «Правмир» на либеральных, позиционируя себя как «ведущий мультимедийный портал о современном образовании, воспитании, психологии и социальной сфере» [23].
По предположению Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации, информация в социальных сетях пользуется большим доверием интернет-аудитории (особенно молодежной), чем материалы централизованных и корпоративных СМИ (традиционных медиа). Данное явление объясняется тем, что контент (содержание) на социальных площадках создают сами пользователи, которые, на первый взгляд, не стеснены корпоративной солидарностью, ангажированностью и другими факторами, влияющими на авторскую объективность. Другими словами, пользователь в интернете больше внимания уделит сообщению независимого блогера, чем публикации на официальном сайте организации или средства массовой информации. Это накладывает определенный отпечаток на деятельность в соцсетях. Также необходимо помнить, что распространение информации на этих ресурсах зачастую распространяется по принципу т.н. «сарафанного радио»: лучше всего подхватываются сообщения, которые находят эмоциональный отклик у большого количества пользователей. Это значит, что эффективнее всего будет распространяться более простая по своему смыслу и структуре информация. Также немаловажную роль играют естественность и оригинальность подачи информации. Данные факторы напрямую влияют на подбор языка и формата ведения сообщества. Самые большие ценности в соцсетях — внимание и время. За эти две «валюты» ведется постоянная высококонкурентная борьба между сообществами в социальных сетях, что напрямую влияет на объемы контента, его периодичность и увлекательность.
Стоит отметить, что уровень цензуры, редактуры минимален, что позволяет общаться со своей аудиторией более понятным, неформальным языком. С одной стороны, это может приводить к понижению культурного уровня, с другой устанавливает более доверительные отношения в сообществе, готовя почву для открытия более серьезных тем. С помощью новых технологий возможно адаптировать, находить формы для приобщения к православной культуре те аудитории, которые ранее от нее дистанцировались. Решение данной задачи предполагает наличие у того, кто ее решает посредством ведения православного сайта или интернет-сообщества, наличие личностной зрелой ответственной позиции гражданина государства, христианина, отца или матери, в некотором роде наставничество.
Культурный феномен работы в социальных сетях до конца не изучен и пока еще находится в стадии формирования, но уже понятен его огромный потенциал. С его помощью возможно приобщение новых аудиторий к двухтысячелетней православной культуре.
В качестве примера можно назвать блоги протоиерея Павла Островского. В своем телеграмм канале [18] он широко освещает созданный недавно фильм «Леша из Лавры» [10], а так же изданную по мотивам бесед с молодежью книгу «Спроси отца» [17]. Благодаря возможности доступа к широкой аудитории через интернет, на всех площадках у отца Павла более полумиллиона пользователей, это в тысячи раз больше, чем его реальный приход в Подмосковье. Он ведет обширную миссионерскую, просветительскую работу, много уделяет времени семейным ценностям. Занимаясь изготовлением коротких видеороликов, православных фильмов о семье, он вносит весомый вклад в воспитание основ нравственности, укрепление российских традиционных ценностей.
Протоирей Сергий Баранов, священник, иконописец, сценарист и режиссёр собственных фильмов, таких как «Литургия» [11], который зрители оценивают как «замечательный фильм для тех, кто жалуется на жизнь, на здоровье и отсутствие денег»; «Не забывай меня» [15], снятого в Гайском детском доме-интернате для умственно отсталых детей; «Иерусалим, ищу Иерусалим» [6], о схожести пути современного христианина с путем тех, о ком повествует нам Библия. Как отмечал о последнем из этих фильмов протоиерей Сергий Антипов, «…этот фильм перекликается с покаянным каноном святого Андрея Критского и наводит на многие мысли о философском отношении ко всему, что нас окружает. Мы увидели философию греха, философию падения, философию покаяния. Это вопросы очень серьезные, вопросы богословские. Они, конечно, требуют осмысления. И представленные для размышления в такой доходчивой форме, как этот фильм, я считаю, очень полезны для людей любого возраста» [24].
Протоиерей Сергий Баранов также автор ряда книг, в том числе «Лети высоко» [1], «Мой Бог» [2]. Свою деятельность в сфере православной культуры он широко освещает в телеграмм канале [25]. Он глубоко размышляет на страницах своих социальных сетей о важности внутренней духовной жизни, приобретении мирного духа между людьми. Отец Сергий живет, и трудиться в далеком, маленьком скиту на границе с Казахстаном, много проповедует в жизни, проводит встречи с людьми на территории всей страны. Можно констатировать, что и ему механизм социальных сетей дал возможность доносить часть своего индивидуального, духовного опыта для широкого круга тех, кто без развития современных технологий о нем никогда бы не узнали.
Данная деятельность по своей сути находится в русле исполнения Указа Президента РФ № 809 от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [32].
Интернет-пространство активно осваивают не только православные священнослужители, но и миряне. Например, известный катехизатор, миссионер, главный редактор православного книжного издательства «Никея» Сергей Комаров делится своими мироощущениями зрелого человека, прошедшего «пожар Майдана». Он переехал в сердце России – город Москву из Киева в 2014 г. На середину 2025 г. имеет около 20 000 читателей в своем блоге. От простого проповедника мирянина, алтарника отца Андрея Ткачева, он становится известным православным блогером [29], теле и радио ведущим, главным редактором православного, книжного издательства. Ежедневно Сергей Комаров выдает рефлексию того или иного события православного календаря, рассказывает о книжных новинках КИ «Никея», участвует в фестивалях, рассказывает о потенциале русской культуры.
Благодаря развитию социальных медиа мы узнаем позиции самых разных церковных деятелей, священников или активных мирян. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, церковный и общественный деятель В. Р. Легойда ведет один из самых популярных блогов в телеграмм сообществе [3]. Со страницах своего канала В.Р. Легойда в том числе оповещает читателей о новых выпусках программы «Парсуна»[19] на телеканале Спас – его уникального авторского культурного проекта где «пишутся картины современников в технике иконографии» [19]. Владимир Романович является одним из основателей и главным редактором журнала «Фома», который на протяжении многих лет несет миссионерскую, просветительскую функцию, раскрывая православную культуру для тех, кто еще ищет свой путь к вере, в том числе и через интернет пространство социальных сетей. Каждый, из рассмотренных нами людей, имеет индивидуальные харизматические способности, обладает исключительным, авторским стилем подачи информации. Возможности интернета, в частности социальных сетей, расширяют возможность привлечения широкой аудитории людей с разными взглядами и социальными статусами.
Социальные сети дают возможность широкой дискуссии по острым на современной этапе проблемам для православной культуры: нужна ли нам образованная, разносторонняя культурная личность в эпоху глобального потребления и «цифрового капитализма»; как в современных условиях, возможно, обойти ангажированные средства массовой информации, принадлежавшие глобалистам; как возможно воспитывать и доносить культурные, нравственные, моральные ценности, если в системе глобального образования делается уклон на оказание образовательных услуг для населения с помощью искусственного интеллекта и цифровых заменителей; будет ли такая возможность в будущем, если все будет под контролем глобалистов; возможна ли в условиях нашей страны смена парадигмы «потребителя» западного, секулярного мира, направленного на раскручивание экономического маховика, на созидающую позицию творца, автора.
Сделаю предположение, что да, возможна! Процессы культурного просвещения с помощью социальных сетей смогут занять ведущие позиции, если не будут взяты под жесткий контроль глобального меньшинства. Возможность донесения традиционных ценностей, основ православной культуры, углубление образовательного компонента, с малыми и большими аудиториями пользователей, быстрый механизм обратной связи могут формировать новые цепочки ценностей и доверительных отношений. Работа в социальных сетях не самоцель, а, скорее, одно из средств ее достижения. Но средство важное, где помимо современной формы подачи информации, очень важна попытка диалога с людьми, возможность выхода на живые встречи, обучающие мероприятия, дискуссионные площадки.
Очень важно формирование так называемой культурной среды в социальных сетях, привлечение в нее молодежной аудитории, ведь именно молодежь больше всего времени проводит в интернете. Как общественный деятель, преподаватель и многодетный отец стараюсь быть активным пользователем социальных сетей. Используя их механизм, продвигаю традиционные, семейные ценности, православную культуру, миссионерское краеведение, а так же приглашаю людей к счастью человеческого общения.
1. Баранов, С., прот. Лети высоко! Жизнь как молитва. М.: «Никея», 2024. 240 с.
2. Баранов, С., прот. Мой Бог. М.: «Никея», 2024. 520 с.
3. Владимир Легойда. Официальный канал главы Синодального отдела по взаимоот-ношениям Церкви с обществом и СМИ; главреда журнала «Фома», профессора МГИМО, члена Общественной палаты. – URL.: https://t.me/vladimirlegoyda (дата об-ращения: 21.07.2025).
4. «Гибель империи. Российский урок: 18‑серийный документальный фильм» (2021), Россия, режиссер С. С. Медведева.
5. Дорога в храм. Телеграмм-канал. – URL.: https://t.me/s/dorogahram (дата обращения: 15.07.2025).
6. «Иерусалим, ищу Иерусалим» (2019), Рос-сия, режиссер протоиерей С. Баранов.
7. Качала, Т. В. Использование веб-сайтов в организации просветительской деятельно-сти православных приходов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гума-нитарного университета. Серия 4: Педаго-гика. Психология. – 2010. – № 2. – С. 77-81.
8. Культура РФ. – URL.: https://www.culture.ru/ (дата обращения: 17.07.2025).
9. Культура в «цифре». – URL.: https://plus.rbc.ru/specials/kultura-v-cifre (дата обращения: 17.07.2025).
10. «Лёша из Лавры. Погребающий стран-ных» (2025), Россия, режиссер Д. Мнацян.
11. «Литургия» (2014), Россия, режиссер про-тоиерей С. Баранов.
12. Лученко, К. В. Православный интернет: справочник-путеводитель. – М.: Изд. Со-вет Русской Православной Церкви, 2007. – 184 с.
13. Миссия в виртуальном пространстве не может подменять собой приходскую рабо-ту, но должна ее дополнять, подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. – URL.: https://www.patriarchia.ru/db/text/2770747.html (дата обращения: 16.07.2025).
14. Национальный проект «Культура». – URL.: https://culture.gov.ru/about/national-project/natsionalnyy-proekt-kultura/ (дата обращения: 17.07.2025).
15. «Не забывай меня» (2015), Россия, режис-сер протоиерей С. Баранов.
16. Новиков, С. В. Отношение Русской Право-славной Церкви к сети Интернет // Мно-гомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании : 3-й молодежный конвент : материалы международной сту-денческой конференции (Екатеринбург, 14-16 марта 2019 г.). — Екатеринбург : изд.-во Уральского университета, 2019. – С. 90 – 93.
17. Островский, П., свящ. Спроси отца! Под-росткам и молодежи о Боге. – М.. 2025.– 224 с.
18. Павел Островский. – URL.: https://t.me/pavelostrovski/3234 (дата обра-щения: 21.07.2025).
19. Парсуна. https://spastv.ru/category/parsuna/ (дата обращения: 20.07.2025).
20. Писаревский, В. Г. Православные сообще-ства в пространстве Интернет-ресурсов и их влияние на социальные сети: дисс. к. соц. н. – М., 2016. – 224 с.
21. Постановления Освященного Архиерей-ского Собора Русской Православной Церкви (2 – 5 февраля 2013 г.). – URL.: https://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html (дата обращения: 17.07.2025).
22. Постановления Освященного Архиерей-ского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября – 2 декабря 2017 г.) – URL.: https://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html (дата обращения: 15.07.2025).
23. Правмир. Портал. –URL.: https://www.pravmir.ru/ (дата обращения: 22.07.2025).
24. Премьера фильма «Иерусалим. Ищу Иерусалим». –URL.: https://ivermon.ru/premera-filma-ierusalim-ishhu-ierusalim (дата обращения: 20.07.2025).
25. Протоиерей Сергий Баранов. – URL.: https://t.me/sergiybaranov (дата обращения: 22.07.2025).
26. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2022 N 2523-р «Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) про-грамм для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Рос-сийской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц». – URL.: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76973.html (дата обращения: 17.07.2025).
27. Рекомендации по работе в социальных се-тях для епархиальных и приходских ин-формационных служб. – URL.: https://sinfo-mp.ru/rekomendatsii-po-rabote-v-sotsialnyih-setyah-dlya-eparhialnyih-i-prihodskih-informatsionnyih-sluzhb.html (дата обращения: 15.07.2025).
28. Русская народная линия. Информационно-аналитический портал. –URL.: https://ruskline.ru/ (дата обращения: 22.07.2025).
29. Сергей Комаров. Православный миссио-нерский канал главреда изд. Никея. – URL.: https://t.me/komarov_mission (дата обращения: 20.07.2025).
30. Создан «Стандарт присутствия епархий Русской Православной Церкви в Интерне-те». – URL.: https://www.patriarchia.ru/db/text/1794546.html (дата обращения: 16.07.2025).
31. Сычев, Д., свящ. Актуальная проблематика современного православного интернет-контента (на примере портала «Православие.ru»). –URL.: https://tamds.ru/2024/05/01/aktualnaya-problematika-sovremennogo-pravoslavnogo-internet-kontenta-na-primere-portala-pravoslavie-ru/ (дата обращения: 22.07.2025).
32. Указ Президента РФ № 809 от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 21.07.2025).
33. Церковная информация. Рекомендации к освещению в епархиальных и региональ-ных СМИ решений Органов церковного управления / сост. Жуковская Е. Е. – М., 2013. – 48 с.
Библиографическая ссылка
А.В. Рогозин ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/125-1089 (дата обращения:
09.10.2025).