Введение. Творческое наследие Николая Рубцова занимает особое место в русской поэзии XX века. Его стихи наполнены искренней любовью к родной земле, природе и народной культуре, что делает его наследие продолжением классических традиций русской литературы. В своих произведениях поэт воплощает образ Родины как высшую духовную ценность, используя символику, характерную для народной поэзии и произведений таких авторов, как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, С. А. Есенин. Анализ его произведений позволяет увидеть, как через изображение природы, дома, церкви, дороги и других ключевых символов формируется идеальный образ Родины, наполненный духовной чистотой, тоской и любовью. Данное исследование способствует более глубокому пониманию художественного метода Николая Рубцова и его значимости в русской литературе.
Цель работы: найти образы-символы родины, характерные для Н. Рубцова как продолжателя традиций русской поэзии.
Задачи: проанализировать тексты Николая Рубцова, посвящённые теме родины; определить основные образы-символы, связанные с родной землей; сравнить образы-символы родины в лирике Рубцова с образами-символами других русских поэтов.
Гипотеза: Николай Рубцов – продолжатель поэтических традиций русской поэзии.
Объект исследования: поэзия Николая Рубцова
Предмет исследования: образ-символ Родины в поэзии Николая Рубцова.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, классификация, сравнение, индукция.
1. Понятие «Образ-символ»
Образ-символ является важным элементом художественной литературы, встречаясь как в лирике, так и в эпосе или драматургии. Грамотное его восприятие помогает читателю глубже проникнуть в смысл произведения, тогда как неверное истолкование может привести к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели часто прибегают к символике, чтобы подчеркнуть многозначность художественных образов, выйти за пределы буквального описания и придать произведению философскую глубину.
В период первой русской революции и в последующие годы в творчестве символистов всё отчётливее стала проявляться связь с классическими традициями русской литературы. В это время многие поэты-символисты обращались к гражданской тематике, к образу Родины, России.
Подробное разделение лирической символики по использованию определённых образов природы и быта происходит следующим образом:
1. Растения: лес, деревья, цветы, ягоды;
2. Погодные условия, стихии, время суток: ветер, снег, туман, дождь, день /свет/, ночь /тьма;
3. Мир животных: птицы, конь, змея;
4. Небо и небесные светила: солнце, луна, звезда;
5. Пространства земли и воды: дорога, поле, горы, река, болото;
6. Приметы быта: дом, деревня, лодка, храм.
2. Поэтический стиль Николая Рубцова
Николай Рубцов продолжает традиции русской лирики, особенно близкие творчеству С. А. Есенина. В его стихах преобладают образы родной природы, деревенского уюта, тоски по прошлому. Стиль поэта отличается простотой, мелодичностью, образностью и глубокой эмоциональностью.
В основе поэтического стиля Николая Рубцова лежит песня – именно русские песенные традиции. Среди образов преобладают религиозные символы, а образ России предстаёт как идеал святости, духовной целостности, вечности. Природа в его стихах отражает внутренний мир лирического героя, как это традиционно сложилось в русской поэзии.
Стихотворения на тему России у Николая Рубцова иногда полностью состоят из переплетающихся между собой образов природного мира. Отношение к душе у поэта очень религиозно, в ней он видит часть человека, способную устанавливать связь с Богом. Лирический герой Николая Рубцова доверяет душе и готов следовать за ней безотлагательно.
3. Традиционная символика лирики
Николая Рубцова
Для создания образа Родины автор использует традиционную символику, обращаясь к мотивам природы, народной культуры и религии.
3.1. Образы растений
В поэзии Николая Рубцова растения несут глубокий смысл: цветение символизирует радость жизни, а увядание – приближение смерти. Например, опадающие осенние листья вызывают воспоминания о прошедшей любви и предчувствие ухода:
Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья…
(«Листья осенние»)
Берёза у поэта – символ Руси, однако, в отличие от народной традиции, где она ассоциируется с юной девушкой, Николай Рубцов представляет её как «старую матушку-Русь»:
А возле ветхой сказочной часовни
Стоит берёза старая, как Русь…
(«Осенние этюды»)
Новым, в отличие от народной лирики, является и сравнение храма с природными образами:
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
(«Ферапонтово»)
Особенностью является и использование растительного мира для контрастного сравнения жизни и смерти: «Нёс я за гробом матери Аленький свой цветок» («Аленький цветок») или:
Девочка на кладбище играет,
Где кусты лепечут, как в бреду.
Смех её весёлый разбирает,
Безмятежно девочка играет
В этом пышном радостном саду.
(«Девочка играет»)
3.2. Небесные светила
В своё время А. Потебня заметил: «Нет ничего обыкновеннее в народных песнях, как сравнение людей и душевных переживаний с солнцем, месяцем, звездою...». В представлениях народа небесные светила всегда связывались со счастьем, с чистотой.
Небо у Николая Рубцова сравнивалось с голубым ситцем:
Навстречу им – июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке...
(«Старая дорога»)
Солнце у поэта традиционно связывается с чистотой, красотою и счастьем:
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..
(«Я буду скакать...»)
А закат – с горем, смертью:
Как будто солнце,
Красное над снегом,
Огромное,
Погасло навсегда...
(«Наступление ночи»)
Луна у Николая Рубцова лишена слишком "фольклорного" значения "жениха", но так же, как и в народной лирике, символизирует счастье и красоту:
Так зачем, проявляя участье,
Между туч проносилась луна
И светилась во мраке ненастья,
Словно отблеск весеннего счастья,
В красоте неизменной одна?
(«Осенняя луна»)
Звезда у поэта – один из главнейших символов. Подтверждая его традиционные значения: звезда – судьба и звезда – красота, счастье, Николай Рубцов образует новые символические значения:
Звезда – Русь:
И надо мной – бессмертных звёзд Руси,
Спокойных звёзд безбрежное мерцанье...
(«Видения на холме»)
Звезда – символ гармонии мира:
... Звезда труда, поэзии, покоя...
(«Осенние этюды»)
Звезда – вся земля, всё человечество:
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли...
(«Звезда полей»)
Звезда – символ Вселенной, вечности:
... И голубые вечности глаза.
(«Старая дорога»)
3.3. Символы стихий
Полностью, без изменений традиционных смыслов, вошли в лирику Николая Рубцова символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи, выражающие разное эмоциональное состояние героя. Ветер – символ тревоги, а раскаты грома ассоциируются у него с бедой войны или с раскалывающимся надвое небом. Снег символизирует очищение, туман – предчувствие смерти. Когда герой стоит во мгле, его душе "покоя нет", на него надвигается "темнота закоулков" печального города.
Меня ведь свалят с ног снега, Сведут с ума ночные ветры!
(«Памяти матери»)
Потом раскаты грома
И дождь…Потом Детдом на берегу.
(«Детство»)
И всё раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний всё неслись
В простор тревожный, беспредельный.
(«Во время грозы»)
Выпал снег —
И всё забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.
(«Выпал снег»)
4. Символика родины
В недатированной биографии «Коротко о себе» Николай Рубцов пишет: «Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но до меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического...»
Глубинный смысл Родины в поэзии Н. Рубцова рождается из постоянной, утверждённой в веках самобытности, из таинственных и грустных откровений старины. Музыкальность его стихов выражается в звуках природы – шуме сосен, плеске речных волн, перезвоне колоколов. Эти мотивы не просто создают атмосферу, но и несут в себе историческое сознание, наполненное отголосками былин и народных песен.
Лирика Николая Рубцова тесно связана с древнерусской поэтической традицией. В его стихотворении «Шумит Катунь» можно заметить соотношение света и тьмы. Мрачная тень Чингисхана затмевает солнце, тогда как стоянки русских деревень названы светлыми:
И Чингисхана сумрачная тень
Над целым миром солнце затмевала,
И чёрный дым летел за перевалы
К стоянкам светлых русских деревень...
(«Шумит Катунь»)
Свет определяет образ вечной, непреходящей Руси. Святая Русь – это и есть светлое место в поэтическом мире Николая Рубцова.
Глубинные значения образа Родины выражаются также неизменностью и безлюдностью. Подлинная неизменность природы воплощается в стихотворениях «Душа хранит» и «Ферапонтово». Пейзажные зарисовки передают идеализированную картину Святой Руси, неизменной и нетленной.
Образ родины в творчестве Н. Рубцова отличается сложностью и многомерностью: в некоторых случаях поэт изображает простую современную действительность, однако чаще уходит в мир, лишённый временных границ. Тем самым образ родной земли обретает глубинные свойства вечной, Святой Руси.
В стихотворениях «Душа хранит», «Ферапонтово» и др. создается образ вечной, неизменяющейся Руси, особая глубина музыкальности, когда лирическому герою слышится пение «незримых певчих». Простые сельские пейзажи – деревни на холмах, полуразрушенные храмы, леса и поля – наполнены святостью и красотой. Произведения Н. Рубцова можно сравнить с известными пейзажами А. Саврасова «Грачи прилетели», «Печерский монастырь в Нижнем Новгороде», «К концу лета, на Волге», «Вечер», «Просёлок» и др., в которых художник, как и поэт, создаёт не просто картины своей эпохи, а вневременной образ России, запечатлённый в скромных, но значительных деталях.
Традиционным для русской классической литературы является образ дороги, пути. Николай Рубцов также использует эти образы, вкладывая в них своё символическое значение. Дорога символизирует жизненный путь, поиски, размышления о судьбе в разные периоды жизни. Но образ дороги всегда связан с темой «Родины». Дорога в молодости прекрасна: «Прекрасно небо голубое! Прекрасен поезд голубой!». Она символизирует поиск чего-то нового, неизведанного, создаёт приятное ощущение скорого открытия. В зрелости дорога поэта направлена обратно к дому. Обращаясь к родному краю, лирический герой говорит: «Мы разлучаемся с тобою, чтоб снова встретиться с тобой…». Образ дороги приобретает обобщённый смысл. Можно предположить, что выбор жизненного пути и возвращение к отчему дому – главные образы-символы, помогающие раскрыть образ Родины в поэзии Николая Рубцова:
Стоит изба, дымя трубой,
Живёт в избе старик рябой,
Живёт за окнами с резьбой
Старуха, гордая собой,
И крепко, крепко в свой предел –
Вдали от всех вселенских дел –
Вросла избушка за бугром
Со всем семейством и добром!
(«В избе»)
Деревня у Николая Рубцова, как и дом, – воплощение всего светлого и родного, он стремится сохранить её облик, но осознаёт неизбежность перемен. В стихах Николая Рубцова мы видим образ современной ему деревни, вымирающей, разрушающейся:
На кладбище затоплены могилы,
Видны ещё оградные столбы,
Ворочаются, словно крокодилы,
Меж зарослей затопленных гробы…
(«Седьмые сутки дождь не умолкает…»)
Дождь, превращающийся во Всемирный потоп, кладбище, гробы – символы разрушения русской деревни. С другой стороны, Николай Рубцов видит и любит иную деревню. В стихотворении «Тихая моя родина» даны внешние приметы родного села, собраны символы русской природы:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
(«Тихая моя родина»)
Образы, созданные Николаем Рубцовым, настолько зримы, что читатель не просто видит пейзаж, а ощущает душевную теплоту и гармонию.
Храм олицетворяет в его символике святость Руси, он символизирует её духовное начало, даже если находится в руинах:
С моста идёт дорога в гору.
А на горе – какая грусть!
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь.
(«По вечерам»)
Поэт испытывает боль из-за того, что храмы разрушаются, но в его лирике звучит не только скорбь, но и надежда на лучшее будущее своего народа.
5. Сравнительный анализ лирики
Николая Рубцова со стихотворениями
русских поэтов
5.1. Сергей Александрович Есенин
Тема Родины – одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. «Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».
В творчестве Сергея Есенина и Николая Рубцова много схожих черт. Общими были для них темы природы, любви к родному краю, передача эмоций и состояния души через описание природы. И взгляд этих поэтов на природу не отстранённый, это вдумчивый взгляд крестьянина.
Как и у С. Есенина, в творчестве Н. Рубцова возникает символ церкви, который воплощает традиции России, её духовную культуру:
Не жаль мне, не жаль растоптанной
царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне
разрушенных белых церквей…
(« Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»)
В стихотворении «Душа хранит» Храм становится обобщающим символом России с её историей, культурой, духовностью («И отраженный глубиной, как сон столетний, Божий храм»). Как и у Сергея Есенина, возникает в поэтике Николая Рубцова образ странника. В стихотворении «Старик» Рубцов создаёт собирательный образ русского путника, который, как и сам поэт, вынужден покинуть родное место, живя в городе. Но городская тематика не часто проявляется в стихотворениях. В отличие от С. Есенина, чей художественный мир знаком с осознанием трагического разрыва с родной ему крестьянской средой, лирика Н. Рубцова проникнута гармонией, народной мудростью и мировосприятием, благодарностью за судьбу и посланные ей испытания. Малая родина, несмотря на скитания лирического героя Н. Рубцова, продолжает оставаться той «духовной скрепой», которая поддерживает лирического героя в трудные минуты.
Николай Рубцов и Сергей Есенин воспели образ берёзы как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку:
Николай Рубцов: Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз...
(«Берёзы»)
Сергей Есенин:
Белая, берёза
Под моим окном
Принакрылась, снегом
Точно серебром.
(«Берёза»)
Таким образом, поэтический стиль Сергея Есенина и Николая Рубцова объединяют схожая символика, воспевание крестьянского уклада, деревенской жизни и природы родного края. Однако ключевые различия в их поэзии обусловлены различием эпох и восприятия мира. В то время как стихи Сергея Есенина, особенно написанные после революции. Проникнуты трагизмом, поэзия Николая Рубцова отличается спокойствием и гармонией. Оба поэта используют православные образы храма и странника, а также возвышенное отношение к крестьянскому быту и природе, что позволяет сближать их символику.
5.2. Александр Александрович Блок
Образ-символ Родины в лирике Александра Блока и Николая Рубцова имеет разное художественное воплощение. У Александра Блока Родина – это сложный, мистический и исторический символ, а у Николая Рубцова – конкретный, осязаемый образ малой родины, связанный с природой и повседневной жизнью.
В поэзии Александра Блока Россия часто предстаёт в образе женщины – прекрасной, но страдающей. Она может быть возлюбленной, загадочной дивой, к которой поэт испытывает любовь и боль одновременно:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной – Я не боюсь.
(«На поле Куликовом»)
Этот образ соединяет личные чувства поэта и судьбу страны. Александр Блок использует символ дороги, которая обозначает неведомый путь России и её историческую значимость. Важное место занимает контраст природных образов: туман, мгла, огни, вихри – они создают ощущение неопределённости, переменчивости судьбы России. В поздней лирике появляется мотив революции, обновления, и тогда символика приобретает черты бури, огня и грозы, подчёркивая трагизм и величие исторических перемен:
Эй, встань и загорись и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот
Был мрак, где не видать ни зги!
(«Я ухо приложил к земле…»)
У Николая Рубцова образ Родины связан прежде всего с детством, природой и простыми сельскими картинами. Символами Родины у него становятся деревня, изба, печь – всё, что создаёт ощущение уюта и прочной связи с родными корнями. Русская природа у Николая Рубцова представлена через берёзы, снег, реку, осенние ветра, которые символизируют неопределённость, печаль:
Когда в окно осенний ветер свищет
И вносит в жизнь смятенье и тоску…
(«Вечерние стихи»)
Одним из ключевых символов в его поэзии становится огонёк в поле – это знак тепла, надежды и домашнего уюта, который всегда манит путника и напоминает о доме:
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя...
(«Русский огонёк»)
Таким образом, Александр Блок зачастую создаёт образ Родины как вечной, мистической и исторической судьбы России, используя символику женского образа, к которому поэт подходил с особым чувством близости и любви. Основа лирики Николая Рубцова, в свою очередь, заключается приближении Родины к читателю, сопричастность душ поэта и народа.
5.3. Николай Алексеевич Некрасов
Жизнь и страдания простого народа – традиционная тема для творчества Н. Некрасова («Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»). Поэт изображает Родину именно через тяжёлую крестьянскую долю, страдания народа, социальную несправедливость. В его поэзии часто звучит мотив борьбы, протеста. Родина для него – это прежде всего народ, его судьба и надежды. В стихотворении «В дороге» перед «барином» и читателем открывается настоящая драматическая повесть:
Самому мне не весело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
(«В дороге»)
Рассказ ямщика, напоминающий песню-жалобу, не может оставить слушателя безучастным.
К Николаю Рубцову народное мироощущение пришло через собственный жизненный опыт, через нелёгкий путь странствий. С любовью и пониманием выписаны у поэта образы простых людей из народа. Вслед за Н. Некрасовым, он подчёркивает такую характерную черту русского национального характера как терпеливость и бескорыстие. Молчаливый Филя и угрюмый старик из стихотворения «На ночлеге» – полное подтверждение этому:
Есть у нас старики по сёлам,
Что утратили будто речь:
Ты с рассказом к нему весёлым –
Он без звука к себе на печь.
Знаю, завтра разбудит только
Словом будничным, кратким столь.
Я спрошу его: – Надо сколько? –
Он ответит: – Не знаю сколь!
И отправится в тот же угол,
Долго будет смотреть в окно
На поблёкшие травы луга…
Хоть бы слово ещё одно!..
(«На ночлеге»)
Спокойствие, миролюбие русского народа подчёркивается в стихотворении «Русский огонек». Лирический герой – странник, путешествующий по России:
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу, – последняя надежда! –
И услыхал, отряхивая снег:
– Вот печь для вас… И тёплая одежда…
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…
(«Русский огонёк»)
Он заходит в дома незнакомых ему людей, и его встречают там как дорогого гостя, дают обогреться, приносят тёплую одежду, бесплатно пускают ночевать. В этом стихотворении выражены основы народной нравственности («За всё добро расплатимся добром,/За всю любовь расплатимся любовью»), созвучные с христианским каноном: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Заключение
Творчество Николая Рубцова занимает особое место в русской поэзии XX века благодаря его способности создавать глубокие, образные картины родной природы и традиционной культуры. Используя образы природы, религии и быта, поэт формирует целостный и вневременной образ-символ Родины, в котором переплетаются любовь, тоска и духовное начало. Простота и народность лирики Н. Рубцова во многом создаётся с помощью элементов разговорной речи. Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха. В своих стихотворениях передает гармоничное ощущение единства человека с родной землей. Его поэзия – это воспевание тихой красоты русского пейзажа, дома, дороги, храма.
В стихотворениях Николая Рубцова о русской деревне и природе, в образах, идущих от фольклора, проявилась Есенинская традиция, заключающаяся в воспевании простоты и красоты родной земли, использовании народных мотивов, ощущении единства с крестьянским бытом. Сходство поэзии Н. Рубцова и А. Блока, в свою очередь, определяется чувством трагизма эпохи, осознанием судьбы России как своей личной, откровенностью, с которой лирический герой раскрывает свой внутренний мир. Традиции Н. Некрасова также прослеживаются в лирике Николая Рубцова. Прежде всего, они заключаются в передаче образа родины через простой русский народ, его повседневную жизнь и судьбу.
Таким образом, творчество Николая Рубцова продолжает традиции русской лирики, оставаясь актуальным и сегодня. Его стихотворения пробуждают в читателе чувство сопричастности к истории и культуре своей страны, напоминая о простых, но фундаментальных истинах – любви к Родине, духовном поиске и неразрывной связи человека с природой.
1. Рубцов Н.М. Стихотворения. – М.: Эксмо, 2021. – 352 с.
2. Блок А. А. Стихотворения. – М.: Проф-Издат, 2020. – 256 с.
3. Есенин С. А. Стихотворения. - М.: Эксмо, 2017. – 384 с.
4. Образы-символы и образы-аллегории. Раз-личие между аллегорией и символом // StudFiles URL: https://studfile.net/preview/7667790/page:6/ (дата обращения: 24.12.2024).
5. ОБРАЗЫ РОССИИ В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА // Российский писатель URL: https://www.rospisatel.ru/rachin-rubzov.htm (дата обращения: 20.12.2024).
6. О НАРОДНОСТИ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА. К проблеме народности литера-туры // booksite URL: https://www.booksite.ru/fulltext/lir/ika/rub/tso/va/2.htm (дата обращения: 24.12.2024).
7. Чернова А. Е. Образ Родины в русской ли-тературе (на примере поэзии Николая Рубцова) // Культурологический журнал. – 2010.
Библиографическая ссылка
С.А. Кобелева ОБРАЗ-СИМВОЛ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РУБЦОВА КАК ПРОДОЛЖАТЕЛЯ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
// На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/125-1091 (дата обращения:
09.10.2025).