Николай Михайлович Рубцов – один из выдающихся поэтов ХХ века, интерес к творчеству которого не угасает. Выходят новые статьи и исследования, но, несмотря на неутихающий интерес к лирике поэта, его творчество – поле для дальнейшего изучения.
Среди многообразия тем и мотивов в лирике Н. Рубцова мы выбрали изучение некоторых христианских образов и мотивов на примере таких произведений поэта, как «По вечерам», «Душа хранит», «До конца», «Старик», «Русский огонек», «Видения на холме», «Далёкое».
Поэт развивает традицию русской литературы, широко используя в своих произведениях библейскую символику, христианские мотивы и образы, что было не очень характерно для его времени. Все исследователи справедливо отмечают, что поэзия Николая Рубцова изначально была обращена к национальным духовным ценностям, к культурным истокам.
В данной работе мы попытались найти свои подходы к рассмотрению творчества поэта, сделать самостоятельные выводы.
Цель работы: найти и проанализировать наиболее яркие христианские образы и мотивы в лирике Н.М. Рубцова на примере нескольких стихотворений.
Задачи работы: выявить христианские образы в лирике поэта, определить их значение в творчестве Николая Рубцова, сделать выводы.
Объект изучения: выбранные для рассмотрения стихотворения Н.М. Рубцова.
Предмет исследования – христианские образы и мотивы в лирике поэта.
Христианские образы и мотивы в лирике Н.М. Рубцова
Исторически сложилось так, что православие - неотъемлемая часть русской культуры, и особенностью формирования русской литературы является ее православная, духовная основа.
Тема смысла человеческой жизни остаётся в русской классической литературе одной из главных. В связи с этим можно говорить о церковно-религиозном характере русской литературы. Произведения великих русских писателей опираются на такие ценности, как сострадание, смирение, главенство духовного над материальным, доброта, всепрощение, труд как добродетель. Примеры духовно-нравственных ценностей русские писатели черпали именно в христианской вере.
Творчество Николая Михайловича Рубцова не является исключением. Так, многие исследователи справедливо считают, что Николай Рубцов развивает в своём творчестве традиции русской классической поэзии XIX – XX веков, основой для которой явилась русская христианская философия.
Однако содержание его лирики заметно отличается от произведений поэтов прошлого. Он жил и творил в иное время. Приняв традиции классической русской поэзии, Николай Рубцов был самостоятелен и оригинален в своём творчестве.
В данной главе рассмотрим наиболее яркие христианские образы в произведениях поэта.
Образ души в лирике Н. Рубцова
Одним из наиболее часто используемых образов в стихотворениях Николая Рубцова, которые можно отнести к христианским, является образ души.
В религиозных представлениях русского народа душа – это часть человеческой природы, которая при освобождении от грехов становится духом, соединяющим человека с Богом. Это то, ради чего человек должен стремиться к добродетели.
В поэзии душа – это внутренний мир лирического героя, его эмоции, настроение и переживания, а через лирического героя – и самого поэта.
Отношение Николая Рубцова к этому образу можно назвать особенным, так как в его сравнительно небольшом творческом наследии довольно много стихотворений, содержащих образ «душа». Иногда этот образ употребляется и в названии стихов. Примером является лирическое произведение «Душа хранит». В этом стихотворении душа у Николая Рубцова – хранительница былой красоты родного края, образ души здесь неразрывно связан с Русью, её стариной, традициями. Даже века не смогут стереть эту красоту:
…Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлён
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времён…
В стихотворении картины пейзажа («берёзы, избы по буграм») сменяются философскими образами («звёзды» «красота», «душа»).
Кроме того, один из наиболее ярких мотивов в лирике Н. Рубцова – это свет души. Именно свет – особенность русской души, по мнению поэта. Другими словами, свет – стремление души к добродетелям. Лирические герои Н. Рубцова – это люди с «кристально чистою», «светлою» душой.
Так, например, стихотворение «Старик» с точки зрения выявления христианских мотивов в лирике Н. Рубцова – особое, на наш взгляд, произведение. Здесь прослеживается и мотив странничества, и светлая душа лирического героя, его смирение. Лирический герой – старик, путник, который идёт по жизненному пути в простой одежде с котомкой за плечами, не жалуясь, никого не осуждая, глядя на мир «ласково и долго», сохраняя «светлую, как луч, душу», хотя «было всё полно печали над этой старой головой». Старик принимает всё со смирением, «благодарит свою судьбу». А смирение – это одна из главных добродетелей в православном христианстве. И в этом стихотворении Николай Рубцов подчёркивает, что душа лирического героя светлая, она и помогает ему справляться с печалями, одиночеством:
…Идёт себе в простой одежде
С душою светлою, как луч!
Ещё одним произведением, где мы встречаем образ «душа», является стихотворение «Русский огонёк». Здесь также лирический герой – путник. Он заходит в незнакомый дом, где находит приют, и печь, и «тёплую одежду». Предлагая хозяйке монеты за тёплый приём, путник слышит ответ: «Господь с тобой! Мы денег не берём». Хозяйка – добрая пожилая женщина, потерявшая близких, пережившая горести, без сомнений протягивает руку помощи заплутавшему путнику. И как заповедь звучат строки:
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…
И «скромный русский огонёк» горит во мгле, «как добрая душа», светит и обогревает всех нуждающихся, заблудившихся и потерявших свой путь. Это и есть христианские принципы, нравственные ценности русского человека: бескорыстная помощь ближнему, сострадание, доброта, скромность.
Центральным произведением, содержащим слово-образ «душа», можно назвать стихотворение «До конца!», написанное в 1969 году. Стихотворение звучит как клятва: «…Перед всем старинным белым светом я клянусь: душа моя чиста». Это желание лирического героя: «Пусть душа останется чиста до конца, до смертного креста!». Это то, к чему должен стремиться каждый человек – к духовности, к нравственным ценностям, чтобы без сомнения мог сказать: «Я клянусь, душа моя чиста». Ведь чистота души– это главный принцип христианской морали.
Образ «душа» является одним из ключевых образов в творчестве поэта. Повторение слова «душа» неслучайно. Этим рефреном поэт настраивает читателя на добро, сострадание. Этот образ помогает понять настроение лирического героя. В своих стихотворениях поэт подчёркивает, что лирический герой сохраняет свою духовность, несмотря на жизненные бури. Русская душа в поэзии Николая Рубцова остаётся хранительницей народных ценностей, передающихся из поколения в поколение.
Образ-символ «звезда» в творчестве Н. Рубцова
Как и образ души, образ-символ «звезда» также является важным образом в творчестве Н. Рубцова, который неоднократно встречается в произведениях поэта, а также в названии целого сборника стихов – «Звезда полей».
До Николая Рубцова данный образ не раз использовался в русской литературе, он является традиционным для русской поэзии. Русская литература, начиная с древнерусской, продолжила христианскую традицию описания Вифлеемской звезды и многократно возвращалась к нему.
Однако Николай Рубцов развивает этот образ и использует его в различных значениях. Так, например, звезда может рассматриваться поэтом как ориентир на жизненном пути, как символ вечности, как судьба лирического героя, как символ бесконечности и покоя, как символ Родины. Этот образ сохраняет свою значимость на протяжении всего творческого пути поэта.
В некоторых произведениях Николая Рубцова появление звезды так же, как и её угасание, ассоциируется с началом жизненного пути или с его завершением, указывает на скоротечность земной жизни человека.
Говоря о христианских мотивах и образах в творчестве Николая Рубцова, образ звезды в произведениях поэта можно рассматривать и как проявление высших сил. Звезда – это проводник человека к вере, к Богу.
Например, образ-символ «звезда» встречается в произведении «Видения на холме». Данное стихотворение посвящено главной теме творчества поэта – теме Родины, её нелёгкой судьбы.
Лирический герой признается в любви России:
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы…
В видении ему предстают трагические страницы истории России, когда «нагрянули» «со всех сторон» захватчики, «иных времён татары и монголы», несущие «на флагах чёрный крест». Но, несмотря на «страдания и битвы», Русь смогла всё преодолеть, выстоять, и лирический герой открывает глаза и видит над собой «спокойных звёзд безбрежное мерцанье». Образ звезды поэт здесь связывает с Русью, с её судьбой, с её светлым будущим под мирным небом, с «бессмертными» звёздами на нём, озаряющими путь нашей «бессмертной» Родины.
В начале стихотворения поэт говорит о «звёздных берегах» России. Образ «звёздных берегов» связан с темой Родины.
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
Поэт сожалеет о том, что красота Руси, которую он любит «до вечного покоя», её звёздные берега затмили «татары и монголы», хотя и на миг. Видение рисует лирическому герою страшные картины, когда Родина находилась в опасности. Но несмотря на то, что это всего лишь видение, и «бессмертные звёзды Руси» сияют на мирном небе, поэт призывает «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Он искренне желает, чтобы «спокойные звёзды» безбрежно горели над Россией. Мерцание «спокойных звёзд» в небе над лирическим героем в данном стихотворении символизирует мир и покой.
Кроме того, образ «звезда» наряду с образом «душа» используется Николаем Рубцовым в стихотворении «Русский огонёк», которое мы уже рассматривали. В начале стихотворения лирический герой – путник, потерявший дорогу, «был один живой» в глуши, «в бескрайнем мёртвом поле», и видел только «тёмное небо, без звезд». Здесь отсутствие звёзд на небе помогает раскрыть внутренний мир лирического героя – одинокого путника, который потерял дорогу, а может быть, и потерялся на жизненном пути. И только «скромный русский огонёк», «как добрая душа», сможет среди тревог и жизненных невзгод осветить путь и обогреть. Он надежда всех, кто «в поле бездорожном от всех друзей отчаянно далёк».
В произведении под названием «Далёкое» лирический герой тоскует по Родине. Он, закрывая глаза, видит запорошенный снегом дом у околицы, а над крышами деревенских хат – таинственные звезды:
И всё же, глаза закрывая,
Я вижу: над крышами хат,
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звёзды дрожат…
Звёзды символизируют здесь воспоминание лирического героя о том, что стало далеким. Звёзды в данном случае – это что-то таинственное, высокое, небесная тайна. «Таинственные звёзды» – это символ вечности, она притягивает, даёт надежду на возвращение того, что «странно ушло навсегда», «кончилось быстро».
Делая вывод, можно сказать, что образ-символ «звезда» наряду с образом «душа» – это важная часть поэтического мира Николая Рубцова. Звёзды – это образ Родины, это таинственный свет, указывающий путь лирическому герою, это символ вечности. Данный образ придаёт лирике Николая Рубцова философский характер.
1.3 Другие христианско-философские
образы в поэзии Н.М. Рубцова
Другими образами, которые можно отнести к религиозным, христианским образам в творчестве Николая Рубцова, являются образы собора, храма, креста, молитвы. Эти образы также сквозные в лирике Николая Рубцова. В его произведениях их можно встретить неоднократно. Но в большинстве случаев данные образы взаимосвязаны с образами русских просторов, деревенского пейзажа, русской старины. Эти христианские образы являются для поэта частью родного пейзажа, частью русской культуры, историческим наследием.
Например, в стихотворении «До конца!», которое, на наш взгляд, можно считать венцом христианско-философской лирики Николая Рубцова, крест упоминается как символ окончания жизненного пути человека. Поэт восклицает: «До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста!».
К образу собора, храма поэт обращается в стихотворениях «По вечерам» и «Душа хранит». С одной стороны, эти образы олицетворяют Русь, её святость. С другой стороны, храм сравнивается со «сном столетий» и стоит в одном ряду с образами берёзы, избы, являющимися частью деревенского пейзажа:
…О, вид, смиренный и родной!
Берёзы, избы по буграм
И, отражённый глубиной,
Как сон столетий, божий храм… («Душа хранит»)
Таким образом, храм здесь – это часть нетронутой веками красоты, часть «древнего», «родного вида», хранимого душой:
…Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлён
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времён… («Душа хранит»)
В стихотворении «По вечерам» мы встречаем словосочетание «развалины собора», и так же, как и в стихотворении «Душа хранит», собор здесь связан с темой родины, родного пейзажа и увядания, старины. И вновь этот образ стоит в одном ряду со словом «сон»:
…С моста идёт дорога в гору.
А на горе – какая грусть! –
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь. («По вечерам»)
Вновь в данном произведении поэт с грустью говорит о жизни, которая «отликовала», о том, «чем Русь жила», а сейчас «будто спит былая Русь».
Поэтому можно сделать вывод, что образы храма, собора связаны с воспоминаниями, с чем-то давно ушедшим в глубину веков, но являющимся частью родной красоты, частью пейзажа, частью истории.
Часто в стихотворениях Николая Рубцова можно встретить слово «погост». Погост – это устаревшее название сельского кладбища. Данный образ не только выступает символом конечности человеческой жизни, но и символизирует историческое прошлое, древность, старину. Этот образ соседствует с такими образами, как ивы, леса, избушки, цветы:
…Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды… («Видения на холме»)
Все эти образы также часть родного, привычного лирическому герою пейзажа.
Встречается в произведениях Николая Рубцова и слово «молитва». Как правило, это исторические произведения. Например, в стихотворении «Видения на холме» автор рассказывает об исторических моментах жизни Руси, о набегах захватчиков – «татар и монгол». Здесь автор упоминает слово «молитва», но вновь рядом с образами русского деревенского пейзажа. Леса, избушки, погосты, цветы – это часть пейзажа, а молитва – это часть духовной жизни русского человека. И лирический герой «до вечного покоя» влюблён в эту родную сердцу «старину».
Кроме того, в стихах Николая Рубцова можно встретить непосредственно и упоминание Бога, обращение к нему. Например, в стихотворении «Русский огонёк» пожилая женщина – собеседница лирического героя – несколько раз повторяет: «Дай бог, дай бог…». А после предложенных монет за приют она произносит: «Господь с тобой! Мы денег не берём». На наш взгляд, поэт наделяет героиню произведения этими словами для того, чтобы показать, что она простая деревенская женщина, пережившая много невзгод, но не забывшая, что такое доброта, сострадание. Слова, словосочетания с упоминанием Бога являются неотъемлемой частью разговорной речи простого русского человека. Простые русские люди, близкие к традициям, всегда обращались к Богу, к молитве, использовали эти слова в своей речи вне зависимости от исторического и политического развития страны, так как христианство – это неотъемлемая часть русской культуры, складывавшейся веками. А лирические герои произведений Н.М. Рубцова – это и есть простые русские люди.
Таким образом, в стихах Н.М. Рубцова часто можно увидеть религиозно-христианскую лексику. Слова «молитва», «храм», «собор», «крест» являются частью истории, «старины», помогают лучше описать родной лирическому герою пейзаж, а также лучше охарактеризовать его внутренние переживания, настроение.
Значение христианских образов в творчестве Н.М. Рубцова
Христианство – религия сострадания и помощи ближнему, преодоления смерти и спасения души. Эта религия достаточно быстро распространилась на Руси и оказала огромное влияние на формирование русской культуры, национального самосознания. Неспроста произведения русской классической литературы основываются на православных ценностях и морали.
Николай Рубцов, как преемник традиций русской классической литературы, во многих произведениях использует образы христианской философии. Некоторые образы проходят рефреном через всё его творчество.
Главные образы и мотивы лирики Николая Рубцова представляют собой сложную, целостную систему, в которой родина, её природа, человек и смысл его жизни нераздельны. И христианские образы тоже являются частью этой системы.
Поэт восхищается многими забытыми ценностями, подчёркивает важность народной нравственности и национальной культуры, утверждает самобытность русской души. Светлая русская душа – это национальная черта, тяготеющая к добродетелям. И основано это на религиозно-христианских истоках, уходящих в глубину веков. Образ души является основным в философской лирике Николая Рубцова, переходит из произведения в произведение.
В каждой строчке через чувства и мысли лирического героя, через обращение к его душе поэт передавал свои самые сокровенные переживания. Лирический герой его произведений ставит перед собой вечные философские и нравственные проблемы: смысла жизни, любви к Родине, добра, одиночества, сострадания и милосердия. Он стремится к добродетели, к чистоте души, тоскует по давно ушедшему, осознает своё одиночество, а также связь своей судьбы с судьбой России.
Однако, на наш взгляд, Николай Рубцов не проповедовал религиозность, не стремился к этому. Все христианские образы, выделенные нами и встречающиеся в его произведениях, неразрывно связаны с темой Родины, деревни, родной природы, дополняют эту тему, лучше раскрывают её и играют важную роль в его произведениях.
Из подробного рассмотрения выбранных произведений видно, что встречающиеся некоторые христианские образы (например, храм, крест, молитва) существуют рядом с образами бескрайних русских просторов, родного сердцу деревенского быта. Поэтому можно сделать вывод, что данные религиозные образы имеют для Николая Рубцова, скорее всего, историческое и культурное значение.
Кроме того, христианские образы (например, образ «душа») помогают раскрыть внутренний мир лирического героя, призваны описать его настроение и душевное состояние, его мысли и стремления. Поэта, как и многих других авторов, предшествовавших ему, интересует тема духовного мира человека, его предназначения, нравственных ценностей.
Лирический герой Николая Рубцова существовал в эпоху отказа от религии, от духовных традиций, разрушения русской деревни, происходившего в 60-е годы ХХ века. Он оказался между стремлением к духовности, которая является частью русской культуры, и политической идеологией. И всё же, герой сохраняет свою духовность, возможно, в неосознанном стремлении к христианским ценностям, к вере, к добродетели. И используемые поэтом христианские образы помогают ему показать читателю это стремление.
Следовательно, христианские образы, используемые в произведениях Николая Рубцова, на наш взгляд, не имеют самостоятельного значения, а являются частью системы образов, существующей как единое целое и помогающей поэту донести до читателя самое важное, значимое.
3. Исследование восприятия читателями христианских образов и основных тем творчества Н. Рубцова
В ходе написания работы был проведен опрос (Приложение 1). В опросе приняли участие 50 человек в возрасте 14 – 17 лет.
Опрос показал, что большинство респондентов знакомы с творчеством поэта и положительно относятся к его лирике:
Основной темой лирики Николая Михайловича Рубцова большинство респондентов считает тему Родины, а также природы. Христианская тема как основная в творчестве поэта не названа ни одним из опрашиваемых:
Известные респондентам образы: звезда, душа, храм, икона, крест в стихах поэта отметили 60%:
Религиозной лирикой поэзию Николая Рубцова не считает ни один респондент, отрицательно на этот вопрос ответили 100% опрашиваемых:
Таким образом, на основании проведённого нами исследования мы можем сделать вывод, что лирика Н.М. Рубцова не воспринимается как религиозная, а все христианские образы, встречающиеся в ней, являются культурно-историческими и помогают раскрыть основные темы творчества поэта – тему Родины, природы, родной деревни. Исследование подтвердило предположение, сделанное нами на основе исследования стихов поэта.
Заключение
В данной работе мы изучили наиболее яркие христианские образы в творчестве Николая Михайловича Рубцова и постарались определить их значение в лирике поэта. К христианским образам можно отнести такие образы, например, как душа, звезда, собор, молитва.
На основе исследованных нами произведений сделали выводы о том, что поэт довольно часто обращается к использованию таких образов в своих стихах. Многие из них переходят из стихотворения в стихотворение.
Все эти образы существуют в единой системе и помогают лучше раскрыть основные темы творчества Николая Рубцова, такие как тема Родины, её природа, история и народ.
Лирические герои поэта – это простые люди, пережившие много невзгод, но они не потеряли свою духовность, сохранили нравственные ценности.
В поэзии Николая Рубцова нет поучений, но она призывает нас к состраданию, смирению, доброте и любви к ближнему – главным христианским ценностям.
Возможно, поэтому его произведения затрагивают душу, заставляют задуматься. Его поэзия близка и понятна простому человеку, хотя носит философский характер, содержит сложные образы и символы.
Настоящая слава пришла к Николаю Рубцову уже после его трагической гибели: ежегодно проводятся Рубцовские чтения, были открыты музеи, созданы памятники, названы в его честь улицы городов. Неугасаемый интерес к личности и творчеству поэта говорит о том, что его поэзия существует вне времени, она помогает ответить на многие вопросы, связанные с нравственностью и смыслом человеческой жизни. Она мелодична, проста и понятна, но в то же время имеет глубокий смысл.
Приложение 1
Опросный лист
1) Как Вы относитесь к творчеству поэта Н.М. Рубцова?
1. Белков В.С. Жизнь Рубцова – Вологда: ТОО «Андрогин», 1993. – 95 с.
2. Все стихи Николая Рубцова // [Элек-тронный ресурс]. URL: https://45parallel.net/nikolay_rubtsov/stihi/
3. Н. М. Рубцов и православие: Сборник статей о творчестве Н.М. Рубцова/ Сост. В.А. Алексеев – М: ЗАО Издательский дом «К единству!», 2009. – 431 с.
4. Рубцов Н.М. Избранное. – М.: АСТ, 2012. – 352 с.
5. Чернова А.Е. Лирика Николая Рубцова в контексте русской народной традиции – М.: Издательский дом ЯСК, 2024. – 304 с.
Библиографическая ссылка
Я.С. Ковалёв ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. М. РУБЦОВА // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/125-1092 (дата обращения:
09.10.2025).