Геннадий Щуров родился 30 августа 1935 года на Европейском Севере России, в городе Архангельске, в семье рабочих. Когда Геннадию было 6 лет, началась война. Воспоминания об этом времени он пронес через всю жизнь: «Голод ... Хлеб по карточкам. Ели крапиву вместо капусты, лепешки из отрубей вместо хлеба, жмых ...». Он, маленький мальчик, должен был наравне со взрослыми ходить на болото, в нескольких километрах от города, собирать бруснику и клюкву. Часть из них ели сами, часть продавали или меняли на другие продукты (лишь спустя много лет профессор истории Г.С. Щуров узнает, что в Архангельске по хлебной карточке горожане получали столько же граммов хлеба, сколько их получали умирающие от голода жители блокадного Ленинграда). Место, где собирали ягоды, нередко подвергалось бомбежкам. Архангельск много бомбили, особенно в 1942-1943 гг. 7-летнему мальчику запомнилась ночь с 24 на 25 августа 1942 года. При звуках сирены люди прятались куда могли или успевали добежать. Они с матерью укрылись под огромным развесистым тополем на берегу реки, как будто это дерево могло их защитить ... На всю жизнь ему запомнилось, как горели деревянные дома Архангельска, как недалеко от их дома от фугасной бомбы загорелась офтальмологическая больница, как были разрушены и горели здание Архангельского лесотехнического института, глазная клиника, канатная и трикотажная фабрики ... Как горожане спасали свои дома от зажигательных бомб. В 8-летнем возрасте он стал помогать родным заниматься заготовками дров, чтобы как-то выжить холодной зимой. Нужно было вытаскивать на крутой берег Северной Двины прибившиеся к берегу бревна. Их просушивали, пилили, кололи и продавали на дрова. Так формировалась воля, способность преодолевать трудности, «закалялся» характер. В 1943 году Геннадий пошел в первый класс. Школьников часто переводили из школы в школу, что было связано с размещением военных госпиталей в школьных зданиях.
Послевоенные годы (1946-1947) были не менее тяжелыми и голодными: «Было ощущение, что все время хотелось есть, и днем, и ночью. Поэтому ярко запомнились поездки классом на уборку урожая турнепса и картошки в пригородные колхозы. После окончания работы нас, школьников, "разбирали" по домам местные жители и вдоволь кормили вареной картошкой. Это были счастливые минуты в нашей жизни! Иногда школьникам за работу продукты давали и домой». На всю жизнь у Геннадия Степановича сохранилось чувство благодарности к сельским труженикам. А в те голодные годы трудно было поверить в то, что когда-то они «вдоволь поедят хлеба».
В школьные годы у Геннадия появился интерес к музыке. Родители, поддерживая сына, купили ему мандолину. Однако, на 8-струнной мандолине маленький мальчик играть не смог, так как были еще очень слабыми пальцы рук. Но играть очень хотелось. Он сам снял 4 струны и стал учиться играть сначала на 4-струнной мандолине. Не зная ни нот, ни нотной грамоты, он на слух подбирал знакомые популярные мелодии. Однако нотную грамоту все же нужно было постигать, и Геннадий стал заниматься в музыкальном кружке Дворца пионеров.
Другим его увлечением в те годы были исторические книги. Поэтому с детства он мечтал стать музыкантом, дирижером оркестра, а также заниматься историей своей страны. Первой мечте не удалось сбыться в полной мере, хотя он был некоторое время дирижером струнного оркестра, но любовь к музыке он пронес через всю жизнь. Зато вторую свою мечту он полностью воплотил в жизнь, написав и издав десятки книг по истории и культуре Русского Севера, своего родного края, за что он получил не только общественное признание в стране, за рубежом, но и был удостоен государственных наград.
Музыкальная одаренность Геннадия Щурова предопределила продолжение его образования. По окончании школы, в 1950 году, он поступил на отделение русских народных инструментов Архангельского музыкального училища. В годы учебы Геннадий Щуров играл на 4-струнной домре. На 4 курсе он уже играл мелодии Глюка и даже 24-фей каприз Паганини, начал играть в профессиональном оркестре. Дополнительно он учился играть на фортепиано, 7-струнной гитаре. Любимым занятием Геннадия было и пение. В 14-летнем возрасте у него был тенор, а после мутации голоса стал баритон.
На 4-ом курсе Геннадий Щуров пришел к пониманию, что в учебную программу училища необходимо включить курс истории музыкальной культуры Севера. Тогда он начал собирать материал по истории северной музыкальной культуры. Геннадий Степанович вспоминал: «В январе 1954 года, будучи учащимся Архангельского музыкального училища, я впервые переступил порог Архангельской областной библиотеки имени Н.А. Добролюбова. С тех пор мне стал открываться завораживающий мир книг. Тема, которой я первоначально увлекся, была совершенно не разработана архангельскими исследователями. Поэтому мне разрешили поработать в фондах библиотеки. Они размещалась на многоэтажных деревянных стеллажах в старом здании библиотеки – тысячи, тысячи книг, в том числе и старинные подшивки газет, журналов... Я пересмотрел, в частности, все номера "Архангельских губернских ведомостей" с 1838 года, в которых нашел большую информацию о музыкальной жизни Архангельска в XIX веке. В обстановке камерности и уюта я начал собирать материал для своих будущих книг. Почти 40 лет его накапливал и работал над ним. Мне довелось работать в библиотеках многих городов СССР, в том числе в "Ленинке", Государственных республиканских библиотеках почти всех союзных республик. И я всегда с благодарностью вспоминал "наших" библиографов, которые научили меня "владеть компасом в любом мире книг"» (в 1995 году началось издание его трилогии «Архангельск – город музыкальный» (1995-1997), которая была признана лучшей книгой России 1997 года в номинации «музыкальное краеведение» (на конкурс в этой номинации было представлено 240 книг из различных регионов страны). Книга вышла большим тиражом и ее можно видеть в библиотеках многих знатоков истории культуры. В ней возвращены из забвения имена многих талантливых музыкантов. Позже Г.С. Щуров так объяснял свое обращение к этой теме: «Музыка – неотъемлемая часть духовной жизни народа, помогающая ему осмыслить окружающий мир. Она выражает мысли и чаяния людей. Она всегда вместе с ними – в дни радостей и испытаний. Она нас вдохновляет и опустошает, помогает стать мужественнее. Музыка, светская и духовная, элитарная и демократическая, классическая и народная, в своем развитии отражает историю народа и Отечества. Поэтому для углубленного изучения истории родного края, истории России, так важно знать развитие его музыкальной жизни». Позже события музыкальной жизни Архангельска Геннадий Степанович изложил в 3-х хронологических рамках: 1820-1917 гг. (1-ый том книги); 1918-1945 гг. (2-ой том книги); 1946-1995 гг. (3-й том книги). Трехтомник «Архангельск – город музыкальный» получил высокую оценку музыкальной общественности. Но это будет спустя много лет).
После окончания музыкального училища Геннадий Щуров в августе 1954 года был призван в ряды Советской армии. Военную службу он проходил в Ансамбле песни и пляски Беломорского военного округа. В оркестре играли С.К. Привалов, в будущем «первый гармонист России»; В.П. Плетнев, будущий преподаватель Саратовской и Казанской консерваторий (отец Михаила Плетнева – известного пианиста, дирижера, композитора); Б.А. Миронов, будущий композитор, руководитель Союза композиторов Крыма. Ансамбль постоянно гастролировал. Выступления проходили в Архангельской, Мурманской, Ярославской, Вологодской областях, в Карелии и Коми автономной республике. Они проходили в бывших лагерях ГУЛАГа в Воркуте, Инте, Печоре. Геннадий Степанович вспоминал: «После концертов к нам приходили великие певцы, артисты, композиторы столичных оперных и драматических театров… Это были очень трогательные встречи». В тех местах, где ансамбль останавливался на гастроли, Геннадий знакомился с местными произведениями народного искусства (народный костюм, народные песни, музыка, художественная роспись и многое другое), музыкального, хорового, танцевального, драматического, с зодчеством, архитектурой, живописью.
Демобилизовавшись, Геннадий Щуров возвратился в Архангельск. В августе 1957 года он женился на Мальцевой Тамаре Васильевне, которая была ассистентом кафедры русского языка Архангельского педагогического института (позже Тамара Васильевна станет заведующей кафедрой русского языка, деканом филологического факультета). Этот союз продолжался 55 лет (в 1958 году у них родилась дочь – Марина). Семья очень много значила в его жизни. Геннадий Степанович посвящал свои книги жене, дочери, внуку.
Продолжая работать по специальности музыканта, он решил реализовать желание получить специальность историка и продолжить сбор краеведческого материала по истории музыкальной жизни северян. В 1958 году он поступил на заочное отделение исторического факультета Архангельского государственного педагогического института (далее – АГПИ), в 1962 году окончил факультет экстерном. Еще будучи студентом, в 1960 году Геннадий Степанович начал работу в педагогическом институте преподавателем музыки открывающегося факультета педагогики и методики начального образования, который готовил учителей начальных классов. Приказом ректора АГПИ студент Г.С. Щуров был назначен и.о. декана факультета педагогики и методики начального образования для подготовки учителей начальных классов с высшим образованием и учителей музыки. Ему пришлось в короткие сроки формировать факультет – подбирать преподавательские кадры, создавать материальную базу. В 1961 году факультет, к сожалению, был закрыт, так как возобладала точка зрения, что учителей начальных классов нужно готовить в педагогических техникумах, а учителей музыки – в консерваториях.
В 1963 году Геннадий Степанович Щуров, уже имеющий определенный педагогический и учебно-организационный опыт, был приглашен на работу в Архангельский государственный медицинский институт (ныне – Северный государственный медицинский университет). С тех пор его научно-педагогическая деятельность в течение всей жизни была связана с этим вузом. Геннадий Степанович стал ассистентом кафедры истории и, одновременно, заместителем декана лечебного факультета. В этом, самом северном медицинском вузе страны, он прошел полувековой трудовой путь от ассистента до заведующего кафедрой истории, экономики и права, декана факультета. Основная тема научных исследований возглавляемой им кафедры – история культуры Русского Севера.
В 1969 году в диссертационном совете Московского государственного педагогического института (ныне – Московский педагогический государственный университет) Г.С. Щуров защитил кандидатскую, а в 1984 году – докторскую диссертации, посвященные проблемам эстетического воспитания и культурного наследия (по материалам государственных архивов всех союзных республик СССР). К этому времени им были опубликованы две монографии и свыше 80 научных работ.
Как специалист по проблемам культуры, приказом Министерства высшего и среднего образования РСФСР в 1977 году Г.С. Щуров был введен в состав проблемного Совета «Партийное руководство культурным строительством», в работе которого принимал участие почти 10 лет. Он координировал научно-исследовательскую работу преподавателей университетов и институтов России по проблемам культуры, искусства, эстетического воспитания и участвовал в разработке пятилетних планов научно-исследовательской работы России в системе Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.
При подготовке проекта Конституции СССР (1977 года), Геннадий Степанович Щуров внес в Конституционную комиссию законодательное предложение о включении в проект статьи 27 Основного закона страны юридической нормы об эстетическом воспитании, что соответствовало положениям научной новизны и практической значимости его диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Предложение Г.С. Щурова было принято и вошло в окончательный текст Конституции СССР (1977 года): «Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества» (соответствующая почтовая карточка из Конституционной комиссии хранится в фонде № 8695, опись № 1 Государственного архива Архангельской области). На Севере России много преподавателей конституционного права, но автор принятого предложения в текст Конституции был один – профессор Г.С. Щуров.
В процессе преподавания Геннадий Степанович прививал студентам, будущим врачам, интерес к истории своего вуза и медицинских учреждений Севера России, истории своего края и Отечества. Его студенты писали исследовательские работы о профессорах медицинского университета, истории его факультетов, различных медицинских учреждений, истории медицинских служб – кардиологической, хирургической, реанимационной, педиатрической и др. Геннадий Степанович считал, что будущий врач должен быть разносторонне развитым человеком, гордиться историей своего города, области, страны, умеющим извлекать из истории медицины опыт, который нуждается в переосмыслении и применении.
Вскоре общественное признание профессора Г.С. Щурова как ученого и педагога проявилось в его назначении заместителем председателя Республиканского научно-методического совета Министерства здравоохранения РСФСР и заместителем председателя научно-методического совета Министерства здравоохранения СССР. Результатом его работы в этих советах стала подготовка сводной тематики научных исследований и научных интересов ученых-обществоведов медицинских вузов Советского Союза, что предоставило возможность их координации.
Со временем история медицины становится главным направлением его научно-исследовательской работы. В 1998 г. издается его книга «Николай Прокопьевич Бычихин. Отечества достойный сын» (о жизни и деятельности ректора Северного государственного медицинского университета), которая получила высокую оценку медицинской общественности [1]. Книга сохраняет в памяти имена многих практических врачей, ученых-клиницистов. Более того, в книге сохранен дух бескорыстия, нравственных и духовных начал, безграничной преданности своему делу, характерный для врачей и медицинских работников того времени. Этот труд – первая книга в России, которая посвящена ректору медицинского вуза, врачу-хирургу и крупному ученому, организатору здравоохранения и высшего медицинского образования. В ней не только описаны вехи становления хирурга, ученого, педагога, но и показан весь путь, который прошел Н.П. Бычихин в медицинском институте от студента до ректора. Описание деятельности профессора Н.П. Бычихина как заведующего кафедрой общей хирургии дано через описание деятельности кафедрального коллектива клиники общей хирургии. В книге названы десятки имен сотрудников кафедры, врачей. Г.С. Щуров в своей работе ярко показывает динамику развития кафедры общей хирургии (расширение нозологических форм, подлежащих хирургическому лечению, совершенствование техники хирургического вмешательства, борьба с послеоперационными осложнениями и многое другое). До сих пор руководители многих российских медицинских вузов хранят эту книгу на полках своих ректорских кабинетов.
Через год Г.С. Щурову было присвоено звание «Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации».
Знаменательным в его жизни был 2001 год, когда вышла в свет его уникальная книга «Профессора Северного государственного университета» — следующий большой труд ученого, рассказывающая о ведущих ученых, научных школах Европейского Севера России [2]. По мнению Г.С. Щурова, окончание XX века, преддверие XXI века — важная историческая веха, когда следовало оглянуться на прошлое, взглянуть в будущее, подвести итоги, наметить планы будущих свершений. В ней собраны сведения о всех профессорах, как работающих, так и работавших в прошлом на Европейском Севере страны. В книге представлены основные научные школы Европейского Севера страны. Автор изложил не только биографические сведения о жизненном пути ученых, но и материалы о том, что определило их выбор профессии, кто оказал влияние на их формирование. Раскрываются многогранная деятельность профессоров медицины – клиническая, консультативная, научно-исследовательская, учебно-методическая, общественная; их жизненные приоритеты, достижения, интересы и увлечения, помимо медицины. Называются их основные научные труды. Через призму деятельности профессоров университета, тематику их исследований показана преемственность поколений ученых-медиков Севера, вхождение их в российскую и мировую науку. Книга такого формата была первой в России.
Профессор Г.С. Щуров показал, что главным достижением Северного государственного медицинского университета, прошедшего многолетний путь развития, является создание северной научной медицинской школы. Её главный (научный) капитал – профессорский корпус, который формировался с начала деятельности вуза. Научная школа университета – база формирования основных направлений медицинской науки и образования на Европейском Севере России. Её отличают традиции строгого академизма, высокие гуманистические, медико-биологические и клинические стандарты обучения медицине, создание новых научных направлений, внедрение в практику здравоохранения широкого спектра высоких медицинских технологий». В истории АГМИ-СГМУ профессорский корпус всегда был главным научным капиталом вуза, а подготовка профессоров – ведущим приоритетом его кадровой политики.
В 2001-2003 гг. Геннадий Степанович реализует идею публикации серии книг (брошюр), посвященных различным факультетам, кафедрам медицинского университета, в которых выступает как ответственный редактор. В авторские коллективы вошли заведующие кафедрами, старейшие сотрудники кафедр, общественных организаций. В этом ряду следующие издания: «Лечебный факультет», «Стоматологический факультет», «Педиатрический факультет», «Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», «Общественные организации вуза», «Проблемная лаборатория по изучению акклиматизации человека на Крайнем Севере», «Научная библиотека», «Издательский центр», «Спортивная летопись СГМУ», «Теоретические и медико-биологические кафедры», «Терапевтические кафедры», «Хирургические кафедры». По нашему мнению, такая серия брошюр может быть написана по каждому отечественному медицинскому вузу, что позволит создать целостную картину российского высшего медицинского образования.
В 2002 году по его инициативе выходит в свет (в соавторстве с академиком РАН П.И. Сидоровым) двухтомный труд «Медицинский образовательный и научный центр Европейского Севера» [3, 4], посвященное становлению и развитию вуза, его научных медицинских школ (второе издание переработанное и дополненное, вышло в 2007 году под названием «Северная медицинская школа». Ныне эта книга продолжает свое переиздание, то есть идеи Геннадия Степановича продолжают жить). В хронологических рамках в книге показаны направления в осуществлении учебного процесса, научно-исследовательской работы, организации студенческой жизни, оказания помощи органам здравоохранения. Этот двухтомник, посвященный истории медицинского вуза с момента его становления до 2002 года, был логическим продолжением «Профессоров ...». Особое внимание уделено деятельности в период перемен, когда менялись многие стандарты и приоритеты, когда надо было, сохраняя верность традициям российского клиницизма, находить верные направления развития в новом социально-экономическом и политическом пространстве России. В изложении деятельности Северного государственного медицинского университета как центра медицинской науки и образования на Европейском Севере России показаны её основные приоритеты – динамичное развитие научных, клинических и педагогических школ профессоров университета, заслуженных врачей России, реализация принципа единства и преемственности поколений учёных и др. Показано соблюдение традиций строгого академизма, высоких гуманистических, медико-биологических и клинических стандартов обучения медицине, создание новых научных направлений в медицинской науке, внедрение в практику здравоохранения широкого спектра высоких технологий. В книге материал подан на фоне истории страны, переплетён с ней. Восстановлены образы организаторов вуза, его первых профессоров, внесших свой вклад в отечественную медицинскую науку. Будучи историком, Г.С. Щуров был верен своей идее – оставить в памяти имена тысяч людей, посвятивших свою жизнь медицине.
С 2005 года профессор Г.С. Щуров «Почетный доктор Северного государственного медицинского университета» [фото 1].
В том же году Геннадий Степанович начинает реализацию двух новых больших проектов. Первый из них – создание музейного комплекса университета. Согласно приказу ректора СГМУ, академика РАМН, профессора П.И. Сидорова «О музейном комплексе СГМУ» от 7 июня 2005 года был создан музейный комплекс как единый координационный центр по сбору и презентации музейных экспонатов, отражающих развитие здравоохранения на Европейском Севере России. Директором, создателем, идеологом музейного комплекса стал профессор Г.С. Щуров. Деятельность музейного комплекса (далее – МК) состояла в создании единого музейного пространства университета, в атмосфере которого возникает стремление к наиболее глубокому освоению медицинских знаний и более широкому мировоззренческому пониманию человеческой жизни. В его состав вошли специально оборудованные музеи морфологии, антропологии, творчества душевнобольных, а также другие кафедральные музеи, музейные отдельные кабинеты и «уголки», именные аудитории, Центральный выставочный зал. При этом значительно расширились музейные функции. Возникла возможность проводить воспитательный и образовательный процессы в лучших традициях университета, приобщая студентов к жизни Alma Mater как ведущего образовательного и научного медицинского центра на Европейском Севере России; вести широкую культурно-просветительскую деятельность. В ряду задач МК – формирование имиджа университета как динамично развивающегося вуза. Профессор Г.С. Щуров разработал концепцию формирования музейного комплекса, в основу которой была положена идея создания экспозиций по истории теоретических, медико-биологических, терапевтических, хирургических, стоматологических и педиатрических кафедр. МК рассматривался как единый координационный центр по сбору, хранению и презентации музейных экспонатов, опубликованных работ по истории медицины и здравоохранения на Европейском Севере России, по истории вуза, в том числе – материалов о его традициях, достижениях, современных направлениях деятельности. Музейный комплекс, созданный благодаря Г.С. Щурову, – визитная карточка Северного государственного медицинского университета, где уже побывали врачи и ученые, министр здравоохранения России, иностранные гости, профессора московских медицинских институтов.
Одновременно Г.С. Щуров основывает Общество изучения истории медицины Европейского Севера. Оно ставило своей целью изучение истории создания и развития медицинской науки и практического здравоохранения на Севере России. В принятом Уставе были определены цели и задачи Общества. Основные цели сформулированы следующим образом: «изучение истории создания и развития медицинских научных школ, медицинских учебных заведений, медицинских учреждений на Северо-Западе России и путей развития здравоохранения в Северном регионе; приобщение преподавателей и сотрудников, студентов высших учебных заведений, учащихся средних учебных заведений, широкой медицинской общественности к достойной истории северного здравоохранения». Одной из причин создания Общества являлась попытка профессора Г.С. Щурова обобщить опыт работы медицинских учебных заведений, северной системы здравоохранения, а также оставить в исторической памяти тысячи имён врачей-патриотов, отдавших свои знания, энергию, здоровье на сохранение трудоспособности северного населения, проживающего в экстремальных условиях; сохранить для потомков опыт советского здравоохранения. К 5-летнему юбилею Общества профессором Г.С. Щуровым издана брошюра «Продолжая традиции...».
Одной из самых интересных работ последних лет стала книга Г.С. Щурова «Путь к успеху», посвященная 225-летию Первой городской клинической больницы Архангельска (основана 13 (24) февраля 1786 года). В 2011 году вышло первое издание, сразу ставшее библиографической редкостью, а затем в том же году – 2-е издание, которое было дополнено важным материалом о поликлинической помощи и службе скорой медицинской помощи [5]. Впрочем, второе издание тоже уже библиографическая редкость. Книга основана на большом количестве первоисточников, среди которых – подлинные документы Государственного архива, текущего архива больницы и Северного государственного медицинского университета. Геннадий Степанович верил в то, что эта книга станет прообразом появления аналогичных книг о других лечебных учреждениях Москвы и России.
Последний год жизни Г.С. Щурова был посвящен двум его книгам. В мае 2012 года он завершил подготовку рукописи «Музеи Северного государственного медицинского университета», а августе – работу над книгой «Интеллектуальный потенциал Северного государственного медицинского университета», которая посвящена профессорам, научным школам университета. В них обобщен полувековой опыт Геннадия Степановича по изучению и преподаванию истории медицины. Верстка этих книг также представлена в фонде № 8695, опись № 1 Государственного архива Архангельской области [8].
Следует дополнить, что помимо книг по истории музыки, истории медицины, профессор Г.С. Щуров – автор фундаментальных трудов по истории Русского Севера. В 2004 году опубликована фундаментальная работа «Очерки истории культуры Русского Севера», которая была признана как «Лучшая книга 2004 года» в номинации «Культура России». Первое издание книги, в котором показана история культуры Европейского Севера России с 988 г. до наших дней, было представлено на Московской и Парижской книжных выставках. Второе издание вышло в 2007 году [6]. Оно имело еще большее общественное признание на федеральном уровне (третье издание книги было сверстано при его жизни, но не опубликовано. Верстка книги представлена в Государственном архиве Архангельской области. Фонд № 8695. Опись № 1).
В 2006 г. профессор Г.С. Щуров опубликовал тематическую хрестоматию «История Отечества» [7].
Его труды представлены в библиотеке Президента России, в библиотеках ряда иностранных государств [фото 2].
Им опубликованы свыше ста научных работ, в том числе – восемнадцать книг. Его статьи напечатаны в журналах «Хирургия», «Экология человека», «Вестник высшей школы», «Вестник Белорусского университета», «Памятники Отечества» и др.
Следует сказать и о том, что Институт управления (МИУ) первоначально не имел своего здания, в котором он располагается сегодня. В первые годы институт размещался на четвертом этаже медицинского университета, где располагалась кафедра истории, экономики и права, возглавляемая профессором Г.С. Щуровым. Геннадий Степанович прочитал первую лекцию для студентов первого курса юридического и экономического факультетов Института управления по учебной дисциплине «История Отечества». В последующем он длительное время преподавал в Институте управления.
Г.С. Щуров был настоящим патриотом Севера России. Будучи историком, он был верен своей идее – оставить в памяти имена тысяч земляков, посвятивших свою жизнь Русскому Северу. Позже, в день его 70-летия, огромная аудитория Ученого совета СГМУ была наполнена не только учеными-медиками и врачами, но и работниками городских и областных библиотек, архивов, музыкальных и творческих коллективов, представителями других вузов, руководителями города и области, депутатами, которые выразили свое глубокое уважение к человеку, посвятившему свою жизнь родному краю.
Профессор Г.С. Щуров любил жизнь и людей. Он «заражал» окружающих своей жизненной энергией, был неиссякаемым источником идей, новых замыслов, которыми увлекал своих коллег, студентов и друзей, вел за собой. К нему часто приходили люди со своими проблемами. У него было большое доброе, щедрое и бескорыстное сердце, поэтому принимал проблемы людей очень близко, старался помогать всем, кому мог, независимо от рангов и званий. Он умел слушать людей, сопереживать им, дать добрый и мудрый совет. Геннадий Степанович мог одинаково просто и уважительно говорить с рабочим леспромхоза и губернатором области, студентом университета и председателем областного Собрания депутатов, генералом, командующим армией, и библиографом районной библиотеки. Всегда улыбался людям. Он был просто добрым, порядочным, честным человеком.
12 ноября 2012 года сердце ученого-историка и краеведа, доктора исторических наук, профессора Геннадия Степановича Щурова остановилось.
…
А его книги продолжают жить, находят новых читателей!
Идеи, которые Геннадий Степанович предложил и реализовал в своих делах, в своих книгах, тоже продолжают жить. Выходят новые издания, посвященные истории АГМИ-СГМУ, различным медицинским учреждениям. Некоторые сотрудники медицинского университета, вслед за Геннадием Степановичем, начали писать книги по истории медицины Севера, что также результат его огромного труда!
По решению членов Общества изучения истории медицины Европейского Севера ему было присвоено имя профессора Г.С. Щурова.
1. Щуров Г.С. Николай Прокопьевич Бычихин. Отечества достойный сын. Архан-гельск: Издательство «Правда Севера», 1998. 385 с.
2. Щуров Г.С. Профессора Северного государственного медицинского университе-та в 2000 году. Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2001. 600 с.
3. Щуров Г.С., Сидоров П.И. Медицин-ский образовательный и научный центр Ев-ропейского Севера России (1932-1987). Том 1. Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2002. 520 с.
4. Щуров Г.С., Сидоров П.И. Медицин-ский образовательный и научный центр Ев-ропейского Севера России (1932-1987). Том 2. Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2002. 496 с.
5. Щуров Г.С. Путь к успеху. Первой городской клинической больнице г. Архан-гельска 225 лет. 2-ое издание. Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2011. 328 с.
6. Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера. Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2007. 2-ое издание. 480 с.
7. Щуров Г.С. История Отечества (1861-2005 гг.): учебное пособие для вузов. Архан-гельск: Издательство «Правда Севера», 2006. 519 с.
8. Государственный архив Архангель-ской области (Щуров Геннадий Степанович (1935–2012), историк, педагог, доктор исто-рических наук, профессор). Фонд № 8695. Опись № 1.
Библиографическая ссылка
М.Г. Спасенникова ПАМЯТИ УЧЕНОГО. К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИСТОРИКА, ПРОФЕССОРА Г.С. ЩУРОВА // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/125-1095 (дата обращения:
09.10.2025).