В условиях господства атеистической идеологии в СССР любая церковная деятельность по организации культурного пространства, которая могла бы способствовать внешней миссии Русской Православной Церкви была запрещена. После широкого празднования Тысячелетия Крещения Руси, положение начинает изменяться. В 1990 году почти одновременно принимаются союзный и российский республиканский законы, регулирующие религиозную сферу. Но, если союзный закон разрабатывался профессионалами, в том числе в его подготовке принимал участие бывший в то время народным депутатом СССР будущий Патриарх Алексий II, «…то российский закон готовился представителями либеральной интеллигенции, в тот исторический период получившими возможность участвовать в законотворческой деятельности» [12, с. 20]. Как следствие, в нем были заложены положения, подрывающие основы иерархического устройства Церкви, в чем он сохранял преемственность с советским законодательством о религии; давались возможности для беспрепятственного распространения в России деструктивных религиозных культов, многие из которых впоследствии были запрещены, но успели принести физический, материальный и духовный вред многим людям. Поскольку союзный закон перестал действовать сразу после распада Советского Союза, российский закон оказывался единственным действующим. Несовершенство его стало заметно сразу, и уже в 1997 году был принят новый федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» [21], который «…был призван несколько ограничить деятельность зарубежных проповедников нетрадиционных для России религиозных учений, но в отношении Православия был вполне лоялен» [19, с. 46].
Законодательные перемены давали возможность Русской Православной Церкви активно развивать свою деятельность по самым разным направлениям, которые ранее находились для нее под запретом. Но остро вставала кадровая проблема. Это было связано, в том числе, с тем, что «…советское атеистическое государство всячески способствовало подрыву авторитета духовных учебных заведений, препятствовало появлению в них профессиональных ученых и преподавателей, оно стремилось превратить духовные школы в учебные заведения "второго сорта", препятствовало поступлению в духовные учебные заведения талантливых молодых людей» [20, с. 156].
Ситуация начинает изменяться по мере широкого привлечения для церковной деятельности специалистов, имеющих высшее светское образование, открытию духовных учебных заведений для использования в них лучших образовательных и научных практик, которые имелись в светских вузах, расширению сети церковных учебных заведений; появлению и углублению интереса светских ученых к религиозной проблематике, появлению изучения религии в тех или иных формах в светских учебных заведениях разного уровня.
Это дало возможность развернуть и церковную деятельность по организации культурного пространства. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых обозначались как «области соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период» и ряд направлений, напрямую связанных с культурой: «III.8.в. духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; III.8.д. охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; III.8. культура и творческая деятельность» [10].
К. Г. Назанян в своем исследовании обращала внимание на то, что Русская Православная Церковь «…являлась генератором культурных ценностей на всех этапах своего существования – со времен принятия христианства в 988 г. и по настоящее время» [8, с. 88]. Исследователь выделяла «церковное наследие как часть культурного наследия России материального (храмы, иконы, богослужебные облачения, литургические предметы) и нематериального (традиция крестных ходов, церковное пение, иконописные каноны и др.)» [8, с. 88]. В постсоветской истории церковная деятельность в сфере культуры существенно расширилась, появились новые направления, которые исторически не существовали. Такая обширная деятельность требовала появления специальных церковных структур, отвечавших за ее развитие.
В 2010 году решением Священного Синода был создан Патриарший совет по культуре, его ответственным секретарем назначен архимандрит Тихон (Шевкунов) [17]. С 16 марта 2010 года архимандрит Тихон стал членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству; с 15 октября 2024 года - руководителем межведомственной комиссии по направлению «Сохранение, использование и популяризация историко-культурного наследия, развитие культурно-познавательного туризма» Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. В 2015 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Тихона (Шевкунова), в 2016 году он был назначен председателем Патриаршего совета по культуре, в 2018 году он был возведен в сан митрополита [18].
В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (п. I.2.2.16.) Патриарший совет по культуре является совещательным органом при Патриархе Московском и всея Руси. Его основными целями и задачами являются: «обсуждение актуальных вопросов в сфере культурной жизни и культурного наследия народов Российской Федерации и иных народов, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви; развитие и поддержание культуры как важнейшего фактора духовного и нравственного совершенствования личности и общества; выработка позиции Русской Православной Церкви по важнейшим проблемам в сфере культурной жизни современного общества; создание механизма взаимодействия религиозных организаций Русской Православной Церкви с культурным сообществом; консультативное содействие созданию и деятельности негосударственных музеев, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви» [16].
На епархиальном уровне в некоторых епархия существуют отделы культуры. Их функции и направления деятельность на сегодняшний день не унифицированы. Например, в компетенцию отдела культуры Великолукской епархии (Псковская митрополия) включены «…вопросы взаимодействия с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, представителями творческой интеллигенции, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, подготовка и проведение торжественных епархиальных мероприятий» [14]. В задачи отдела по культуре Сергиево-Посадской епархии (Московская митрополия) входят «обеспечение условий для реализации возможности граждан на участие в культурной христианской жизни Сергиево-Посадской епархии и доступа к открытым информационным источникам и культурным ценностям; сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей христианской направленности; развитие благотворительности, меценатства и спонсорства в области христианской культуры; создание условий для эффективного функционирования механизма взаимодействия религиозных организаций Сергиево-Посадской епархии с культурным сообществом и учреждениями культуры; осуществление координации и контроля, оказание методической поддержки благочиниям Сергиево-Посадской епархии по обеспечению и развитию деятельности в области христианской культуры» [6]. То есть широта направлений этой деятельности зависит от материальных и организационных возможностей епархии. Не во всех из них есть такие структуры.
Кроме того, на заседании 25 декабря 2014 г. Священный Синод принял Положение о должности епархиального древлехранителя и утвердил список епархий, в которых введение должности епархиального древлехранителя обязательно. В обязанности древлехранителя входит осуществление контроль за сохранением памятников истории и культуры - объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иными предметами церковного наследия, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений» [13].
Патриарший совет по культуре работает по направлениям: епархиальный древлехранитель; общество русской словесности; «Россия - моя история»; взаимодействие с музейным сообществом; День славянской письменности и культуры; сотрудничество с Шанхайским университетом иностранных языков; участвует в организации Международных Рождественских образовательных чтений [7]. Каждый проект включает в себя широкую сферу деятельности и предполагает разностороннее сотрудничество с учреждениями и деятелями культуры.
Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, занимается архитектурными, строительными, и реставрационными задачами [24].
Общество Русской словесности отвечает за культуру и развитие русского языка, проводит международные форумы и конференции, круглые столы с общественностью и учителями. Учреждаются гранты, премии в конкурсах русской словесности, формируется негативное отношение к матерной брани, ведется широкая просветительская работа [9].
Проект «Россия - моя история» связан с выставочной деятельностью, посвящённой, культурно-историческим ценностям и православным личностям, «Голгофа патриарха Тихона», «100-летие подвига исповедников и новомученников Российских при изъятии святынь». Проводится регулярное взаимодействие с музейным сообществом: совместная выставочная деятельность, собрания епархиальных древлехранителей, архитекторов и представителей епархиальных отделов культур [15].
24 мая, в день равноапостольных святых Кирилла и Мефодия, во многих славянских странах отмечается день славянской письменности и культуры. Праздник был возрожден в России в 1986 году, а в 1991 году он приобрел статус государственного. Патриарший совет по культуре принимает участие в подготовке праздничного концерта, который традиционно проводится на Красной площади в Москве и на главных площадях губернских городов регионов РФ. Концерт транслируется по федеральному телевидению с прямыми включениями из регионов. День славянской письменности и культуры – это не просто дань памяти основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, но и символ единства славянских народов, их неразрывной исторической связи и общего культурного наследия. День великих просветителей ежегодно объединяет ученых, писателей и деятелей культуры из России, Белоруссии, Болгарии, Македонии и других стран [3].
С 1992 года проводятся международные Рождественские чтения, с момента своего создания в них активно участвует Патриарший совет по культуре. В повестке чтений всегда уделяется особое внимание культурным и образовательным участкам работы Русской Православной Церкви. Проводиться большое количество круглых столов, конференций, по результатам которых принимаются конкретные решения по развитию и интеграции православной культуры в общественную жизнь. Например, в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений 25 января 2024 года было Советом было организовано совещание епархиальных древлехранителей, архитекторов и представителей епархиальных отделов культуры [11].
Развивается сотрудничество в международном пространстве. 11 июня 2024 года состоялось подписание соглашения между Шанхайским университетом иностранных языков и Патриаршим советом по культуре о создании при Шанхайском университете Центра изучения православной культуры. что дало импульс культурно-просветительской работе Русской Православной Церкви в Китае [2].
Несмотря на накопленный за последние 30 лет опыт, не теряет своей актуальности тема культурно-образовательного компонента в школах и средних учебных заведений профессионального звена. Уроков «Основы православной культуры» и, так называемых «разговоров о важном», по понедельникам недостаточно, чтобы передать многогранность и разнообразие традиций, формировавшихся на протяжении тысячелетней истории России.
После революции 1917 года была предпринята масштабная попытка «демонтировать» все православное в стране, где атеизм навязывался, по сути, в качестве агрессивного религиозного мировоззрения. Даже в периоды, когда советское государство ослабляло антирелигиозные репрессии, например, после Великой Отечественной войны, такое понятие, как православная культура не могло быть даже озвучено в качестве того, что имеет отношение к современной советской действительности.
В интервью, данном в 2010 году, вскоре после назначения ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре, архимандрит Тихон (Шевкунов) обращал внимание на то, что «...для многих из нас первыми учителями веры в те годы, когда невозможно было найти ни Священного Писания, ни святых отцов, были великие писатели, художники <…> Если Церковь и церковные люди увидят в современном искусстве то, что им близко, что несет открытия в сфере духовного мира наших современников, а, тем более, что вселяет надежду и веру в Бога, веру в спасенного Господом Иисусом Христом человека, то это будет поистине прекрасно» [5].
Русские писатели - Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, И. С. Шмелев и многие другие были по мировоззрению православными людьми. Русская, национальная, православная культура, буквально ведет битву с западным, безликим «культом потребления» и полем битвы, по словам Ф. М. Достоевского, является сердце человека. Безбожие и сатанизм проникают в массовое общественное сознание, как раз через «культурную среду» - музыкантов, писателей, режиссеров, художников, которые финансируются определенными силами именно для того, чтобы они создавали антикультуру, и это является глобальным трендом.
ХХ век сделал нормой для постхристианских стран то, что Церковь отделена от государства, и открытая религиозная проповедь запрещена в учебных заведениях. Но посредством пространства культуры, Русская Православная Церковь может оказывать влияние на сознание молодежи, направляя его фокус внимания с секулярных, к традиционным, исконно русским ценностям.
В этом направлении у церковного и патриотически настроенного культурного сообщества большое поле совместной работы по производству новых форм осмысления и трансляции патриотических ценностей, семейных традиций, архитектурного, музыкального, художественного, литературного наследия. Большая работа необходима в пространстве социальных сетей, в создании фильмов и сериалов, интерактивных выставочных пространствах, театральной среде.
Необходимо развивать взаимодействие и сотрудничество, поддержку православных инициатив «снизу», само по себе формирование потребности, чтобы такие инициативы появлялись и имели место быть. Для этого необходимо вовлекать творческое сообщество, как в масштабные проекты, которые уже воплощаются, например, цикл мероприятий «Вспомни, где все началось», подготовленный государственным историко-археологическим музеем «Херсонес Таврический» [1], так и в средние, малые культурные проекты (православные, региональные театры, квесты, краеведческие «святые места», просветительские программы с привлечением широкой аудитории, с использованием, в том числе и интернет пространства).
Можно согласиться с мнением о том, что «…подлинная культура несомненно духовна, а подлинная духовность всегда культурна. Не случайно главные русские культурные достижения, имеющие мировую значимость, обладают обоими этими качествами» [22, с. 268]. Доступ к человеческому сердцу, к его душе, через культурную, православную среду, основная задача зрелого поколения людей. Передача традиций, сохранение национального кода возможны в совместных усилиях Церкви и культурного сообщества.
Говоря о внутренних сложностях организации культурного пространства, можно отметить, что по мнению некоторых исследователей, избыточное развитие церковных организационных структур таит определенные опасности. Д. А. Цыплаков указывал на «…опасность институциализации для Церкви, при которой она может потерять социальное измерение своей субъектности, что не соответствует мистическому самосознанию ее самой» [23, с. 328] . Помня о Синодальном периоде истории Русской Православной Церкви, нельзя сказать, что эти опасения не имеют под собой оснований. Однако, это не является поводом говорить, что дальнейшее развитие церковной деятельности в данном направлении не нужно.
По-прежнему сохраняют свою актуальность написанные 15 лет назад Патриархом Московским и всея Руси Кириллом слова о том, что «…христианам необходимо найти новый язык и новые творческие пути для проповеди христианских ценностей в современных условиях постоянно меняющегося мира для того, чтобы эта проповедь была услышана и должным образом воспринята. <…> сфера культуры является той областью, в которой конструктивный диалог Церкви и общества может быть особенно эффективен. И здесь я вижу возможность плодотворного взаимодействия христиан, придерживающихся традиционных ценностей» [4].
В последние годы в православном сообществе проделана большая работа в культурном пространстве, но новые вызовы глобального мира требуют все более активного взаимодействия всех заинтересованных в сохранении России членов гражданского общества.
1. «Вспомни, где все началось». URL.: https://www.chersonesos-sev.ru/ (дата обращения: 2.08.2025).
2. В Шанхае подписано соглашение о со-здании Центра изучения православной культуры. URL.: https://psk-mp.ru/71442.html (дата обращения: 1.08.2025).
3. День славянской письменности и культуры. URL.: https://psk-mp.ru/182/ (дата обращения: 2.08.2025).
4. Кирилл, Святейший Патриарх. Рус-ская Церковь и европейская культура. URL.: https://www.patriarchia.ru/db/text/1062197.html?ysclid=mdu2rijrl7729483589 (дата обращения: 2.08.2025).
5. Лученко, К. Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Совет по культуре зай-мется прояснением утраченных смыс-лов». URL.: https://pravoslavie.ru/34609.html?ysclid=mdtuuplf3o257830583 (дата обраще-ния: 1.08.2025).
6. Московская митрополия. Сергиево-Посадская епархия. Отдел по культу-ре. URL.: https://eparhsp.ru/diocesan-structures/departments/culture-dep/?ysclid=mdtw8tvmrj945903511 (да-та обращения: 2.08.2025).
7. Московский Патриархат. Патриарший совет по культуре. Проекты. URL.: https://psk-mp.ru/159/ (дата обращения: 2.08.2025).
8. Назанян, К. Г. Современный церков-ный музей: продолжение традиции или актуальная тенденция // Вестник СПбГИК. – 2019. – № 4 (41). – С. 88 – 92.
9. Общество русской словесности. URL.: https://psk-mp.ru/173/ (дата обращения: 2.08.2025).
10. Основы социальной концепции Рус-ской Православной Церкви. URL.: https://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html?ysclid=mdtu16aycg737207769 (дата обращения: 2.08.2025).
11. Патриарший совет по культуре провел Совещание епархиальных древлехра-нителей, архитекторов и представите-лей епархиальных отделов культуры. URL.: https://psk-mp.ru/158389.html (дата обращения: 1.08.2025).
12. Полозова К. А., Федотов А. А. Роль интеллигенции в подготовке и приня-тии Закона РСФСР «О свободе веро-исповеданий» (1990 г.) и итоги его действия // Интеллигенция и мир. – 2013. – № 1. – С. 17 – 27.
13. Положение о должности епархиально-го древлехранителя. URL.: https://www.patriarchia.ru/db/text/3891562.html?ysclid=mdtwo7uli182897023 (дата обращения: 2.08.2025).
14. Псковская митрополия. Великолукская епархия. Отдел культуры. URL.: https://www.luki-eparhia.ru/eparkhialnye-otdely/otdel-kultury?ysclid=mdtwaegqy3718910288 (дата обращения: 2.08.2025).
15. «Россия — моя история». URL.: https://psk-mp.ru/174/ (дата обращения: 2.08.2025).
16. Собрание документов Русской Право-славной Церкви. Т. 1. Нормативные документы. – М.: Издательство Мос-ковской Патриархии Русской Право-славной Церкви, 2013. 544 с.
17. Создан Патриарший совет по культу-ре. URL.: https://ria.ru/20100305/212432584.html (дата обращения: 31.07.2025).
18. Тихон, митрополит Симферопольский и Крымский (Шевкунов Георгий Александрович). URL.: https://www.patriarchia.ru/db/text/60784.html?ysclid=mdtzsiwx4k27035619 (да-та обращения: 1.08.2025).
19. Федотов, А. А. Некоторые аспекты церковно-государственных отношений в условиях постсоветской России // Вестник Ивановского государственно-го энергетического университета. – 2006. – С. 45 – 47.
20. Федотов, А. А. Православное профес-сиональное образование в Советском Союзе в 1943-1988 гг. // Наука и шко-ла. – 2010. – № 6. – С. 155 – 156.
21. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997. N 125-ФЗ (последняя редакция). _ URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 1.08.2025).
22. Церковь в культурном пространстве современной России: конструктивные идеи и практика воплощения // Quaestio Rossica. – Т. 4. – 2016. – № 1. – С. 263 – 277.
23. Цыплаков, Д. А. Церковь в современ-ном обществе (на примере российской религиозной ситуации) // Идеи и идеа-лы. – 2021. – Т. 13, № 1, ч. 2. – С. 327 – 341.
24. Экспертный совет по церковному ис-кусству, архитектуре и реставрации. URL.: http://expsovet.ru/ (дата обраще-ния: 2.08.2025).
Библиографическая ссылка
А. В. Рогозин ЦЕРКОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // На пути к гражданскому обществу. – 2025. – № 4;
URL: www.es.rae.ru/goverment/ru/126-1105 (дата обращения:
04.11.2025).